№3

Рубрика главного редактора

Вниманию читателей...

 Вниманию читателей предлагается очередной – третий – выпуск научно-педагогического журнала «Magister Dixit» Иркутского государственного лингвистического университета. Основание в 2011 году нашего журнала было своеобразным ответом на приближающиеся перемены в системе оценки результатов научной деятельности вузов и отдельных ученых с использованием индекса цитирования.  Читать далее..

 

 

От межконфессиональной толерантности к толерантности социальной

  В 2007 г. по инициативе ректора нашего университета Г.Д. Воскобойника разработан инновационный проект «От межконфессиональной толерантности к толерантности социальной». Данная инициатива нашла свое продолжение в многочисленных мероприятиях по объединению диаспор Иркутской области под эгидой ФГБОУ ВПО «ИГЛУ». Международный форум «Сибирь: шаг навстречу!» позволил расширить межкультурное языковое пространство и присоединил к данному проекту многочисленные университеты стран СНГ. В рамках этого форума состоялось торжественное открытие Регионального центра (филиала Базовой организации) по языкам и культуре государств-участников СНГ.

  Со своей стороны наш журнал предлагает новую рубрику «От межконфессиональной толерантности к толерантности социальной», которую мы открываем сообщением о Мировом форуме «Диалог цивилизаций» и двумя актуальными докладами. Приглашаем всех заинтересованных лиц к сотрудничеству. С нетерпением ждем интересных сообщений по данной проблематике.

***
Представители Иркутской научной школы «Теолингвистика: Сравнительная концептология германских языков» приняли участие в международной конференции «Вклад Афона в европейскую духовную и интеллектуальную традицию»

8-9 июля 2011 г. на родине Моцарта, в городе Зальцбург (Австрия) европейские интеллектуалы собрались для того, чтобы осмыслить духовные истоки европейской культуры. Конференция, организованная Мировым общественным форумом «Диалог цивилизаций», была посвящена вкладу Святой Горы Афон в интеллектуальную и духовную жизнь Европы...

УДК 81-119 ББК 81
Теолингвистика в современном религиозном дискурсе

(Доклад был прочитан на конференции «Вклад Афона в европейскую духовную и интеллектуальную традицию», организованной Мировым Общественным Форумом «Диалог цивилизаций», 8-9.07.2011 в г. Зальцбургe, Австрия)

В данной статье рассматривается проблема сохранения особого статуса духовной христианской святыни – Святой Горы Афон. Задача исследования – показать, что написание научной работы – не самоцель; задачей является познание (И)истины, причём не столько истины с маленькой буквы, сколько Истины с большой. В этой связи в современной лингвистике следует говорить не об антропоцентрическом, а о теоцентрическом подходе в исследовании С(с)лова или И(и)мени. Исследовательской базой Московской школы теолингвистики являются не только труды русских религиозных философов, но и святоотеческие и богословские труды отцов Греции и Святой Горы.

 

Святая Гора Афон; Московская школа теолингвистики; теоантропокосмическая парадигма; И(и)мя
УДК 81-119
Роль имяславия в ономатологии божественного

В статье предпринята попытка обозначить роль мистико-богословского учения «имяславие» в возникновении и формировании русской философии имени, а также «московской школы» теолингвистики, частью которой является ономатология божественного. Цель исследования — на основании анализа новейших исторических исследований выявить главные линии идейной преемственности между «имяславием» и отдельными аспектами теолингвистических исследований «московской школы».

 

философия имени; теоантропокосмическая парадигма; московская школа теолингвистики; ономатология божественного; имяславие

Когнитивные основы языковой актуализации

УДК 811.111+811.161.1
Категории пространства и времени сквозь призму концепта «mirror» в английском и русском языках

В статье излагаются особенности представления категорий пространства и времени в структуре концепта «mirror», что предполагает, во-первых, анализ концепта «mirror» в английском и русском языках, во-вторых, рассмотрение способов преломления категорий пространства и времени посредством данного концепта.

 

концептуализация; категоризация; сознание; культура

Языковая номинация: механизмы и процессы

УДК 81.-114.2
Коды культуры и их роль в формировании ценностно-значимостной оценки

В данной статье рассматривается понятие кодов культуры, в частности, культуры немецкоязычного сообщества, и их роль в формировании ценностно-значимостной оценки объектов действительного мира через языковые средства косвенной номинации – метафорические единицы современного немецкого языка.

 

коды культуры; предметный культурный код; ценностно-значимостная оценка; метафорические единицы; когнитивно-культурологический подход
УДК 811.521
Возможность применения к паремиологии понятия «код»

В данной статье рассматривается проблема возможности применения к паремиологии понятия «код». В связи с этим целью является выведение комплексного подхода к изучению паремиологии как кодового пространства на основе систематизации существующих исследовательских подходов, а также выявлении сущностных показателей паремиологии, позволяющих проводить исследование в кодовом аспекте.

 

паремиология; паремия; код
УДК 811.134.2
Лексические дублеты в испанской биржевой терминологии

В данной статье рассматриваются проблемы диалектальной синони­мии в испанской биржевой тер­минологии. Цель исследования — анализ лекси­ко-семантических и функционально-прагматических особенностей термино­логических дублетов в кастильском и мексиканском вариантах испанской биржевой терминологии.

 

испанская биржевая терминология; диалектальная синонимия; лексические дублеты; кастильский вариант испанского языка; мексиканский вариант испанского языка
УДК 811.134.2
Юридические термины в историко-функциональном аспекте (nacionalidad и ciudadanĺa)

Статья посвящена изучению процесса возникновения юридических терминов nacionalidadи ciudadanía, а также установлению закономерностей изменения их значений и закрепления в юридическом и политическом дискурсе.

 

юридическое понятие; юридический дискурс; словообразовательный источник; словообразовательная цепочка; эволюция концептов
УДК811.111-26
Термин экотуризм и его синонимы в английском и русском языках

Направленность современного общества на здоровый образ жизни вызывает особенный интерес к окружающей среде, что, в свою очередь, приводит к изменениям в различных сферах, особенно в туризме. Так, возникает новый вид туризма – экотуризм или экологический туризм, с его вариациями. В статье рассматриваются синонимы экотуризма и выявляются их гипо-гиперонимические отношения.

 

экотуризм; устойчивый туризм; ответственный туризм; зеленый туризм; гипоним; гипероним

Дискурс и текст: векторы исследования

УДК 130.2, 008, 141,2.
Симулятивность культуры постмодерна

В статье рассматривается такая составляющая культуры постмодерна, как симулятивность. Автор анализируется влияние симулятивности на коммуникацию, на ценностные качества индивида, на культурные аспекты жизнедеятельности современного человека.

 

симулятивность; виртуализация; постмодерн; коммуникация; человеческие ценности
УДК 81
Роль и место испанских заимствований в романе Э.Хемингуэя «По ком звонит колокол»

Статья рассматривает случаи использования в тексте романа автором испанских заимствований в форме реплик, разговорной речи, географических названий и т.п. Делается попытка анализа необходимости их включения в текст романа, изучается их роль в создании определенной лексико-семантической окраски текста. Исследуется взаимосвязь между испанскими и английскими речевыми клише, их взаимодействие в различных речевых ситуациях в романе.

 

претекст; заимствование; дискурсивная ситуация; интертекст; контаминация; цитата
УДК 811
Философское обоснование гипертекста
В статье анализируются основные философские труды, посвященные гипертексту и ряду его характеристик: нелинейности, деперсонализации автора, рассматривается гиперреальность через симулякры, а также признаки гипертекста в контексте эпохи постмодернизма.
гипертекст; постмодернизм; нелинейность; деконструкция; ризома; гиперреальность

Личность и медиа: гуманитарное исследование в медиаобразовании

УДК 316.77:001.8
Анализ выполнения студентами творческих заданий медиаобразовательного характера
В статье дается анализ выполнения студентами творческих заданий медиаобразовательного характера («Медиатекст, который произвел на меня сильное впечатление», «Медиатекст, который повлиял на мое отношение к себе и окружающим», «Анализ одного эпизода из запомнившегося медиатекста»), с обоснование выявленных уровней медиакомпетентности аудитории.
медиаобразование; медиапедагогика; медиаграмотность; медиакомпетентность; творческие работы; студенты; анализ; вуз
УДК 070:008
Медиаинформационная грамотность как новое направление в медиаобразовании
Статья посвящена переосмыслению таких понятий, как медиа- и информационная грамотность в контексте теории медиа и информации. Рассматриваются новые инициативы ЮНЕСКО в разработке концепции медиаинформационности, представлены основные направления научного поиска российских ученых в области медиаобразования, медиаграмотности, информационной культуры.
медиа; информация; коммуникация; ЮНЕСКО; медиаинформационная грамотность
УДК 37.013.8
Сущность понятия «медиакомпетентность вторичной языковой личности» и педагогические условия его формирования
На основании новых информационных потребностей современного общества изучена сущность понятия медиакомпетентности вторичной языковой личности. Разработаны специально организуемые педагогические условия, направленные на формирование исследуемого феномена, образующие медиаобразовательное пространство вуза.
медиаобразование; медиакомпетентность вторичной языковой личности; педагогические условия; медиаобразовательное пространство вуза; критическое мышление; межкультурная коммуникация; рефлексия; креативность
УДК 37.075.8
Характеристика медиаобразовательного пространства вуза с точки зрения социальной потребности государства в медиакомпетентном педагоге
Сформулировано авторское научное виденье педагогического явления «медиаобразовательного пространства вуза», определено его место в контексте мирового образовательного пространства, цель, а также охарактеризованы образовательные возможности, решающие проблему формирования медиакомпетентности личности будущего педагога.
медиаобразование; медиакомпетентность; образовательное пространство; медиаобразовательное пространство вуза
УДК 81’42 / 81’373
К проблеме изучения аббревиатур как формантов информационного потока в медийном пространстве
В статье рассматриваются проблемные аспекты изучения аббревиатур как формантов информационного потока в современном коммуникативном медийном пространстве. Устанавливается, что аспектами анализа следует считать определение их функционирования как индикаторов освоенного, известного знания, в референциальном аспекте отсылающего к «первичным» означаемым в сознании носителей лингвокультуры — адресатов медийного сообщения; выявление совокупности актуальных актантов медийного пространства, формирующих современную коммуникативную «повестку дня», а также их семиотический потенциал средств языковой игры.
аббревиатура; медийное пространство; формант; информация; информационный поток; знание; когнитивная опора идентификации контента

Учебная, научная деятельность и общественная жизнь университета

УДК 378.4
Взгляд в прошлое и настоящее кафедры педагогики Иркутского государственного лингвистического университета

В статье изложена хроника жизни кафедры педагогики Иркутского государственного лингвистического университета. Становление и развитие одной из старейших кафедр университета имеют свою богатую и славную историю, обращение к которой дает возможность читателю проследить учебную, научную, творческую деятельность ее сотрудников и преемственность поколений.

 

кафедра; история; университет; историография кафедры педагогики

Актуальные вопросы профессиональной педагогики

УДК 37.013
Стратегические подходы к формированию организационно-педагогической культуры будущего учителя

В данной статье рассматриваются стратегические подходы к формированию организационно-педагогической культуры будущего учителя. Анализируется понятие педагогической стратегии и изучаются возможности ее формирования в социокультурном пространстве вуза.

 

культура; организационно-педагогическая культура будущего учителя; педагогическая стратегия; стратегический подход
УДК 377.018.48.
Стратегически-значимые направления исследования профессиональной переподготовки специалистов в области коррекционной педагогики

В статье представлены направления научно-педагогического исследования профессиональной переподготовки специалистов в области коррекционной педагогики. Рассматриваются вопросы, актуализирующие социально-регулятивную функцию переподготовки, научное обоснование общих и специфических системообразующих компонентов базовой подготовки и переподготовки дефектологических кадров, практико-ориентированную направленность исследования, касающуюся проблем расширения сферы дополнительных образовательных услуг и модификации программ дополнительного профессионального образования.

 

специальное (дефектологическое) образование; профессиональная переподготовка; дефектологические кадры; коррекционная педагогика
УДК 126.4
Занятия с применением современных подходов в организации процесса обучения

Для реализации современных социальных требований педагоги разрабатывают новые подходы. Так использование различных методов обучения дают возможность преподавателям найти индивидуальный подход к каждому студенту.

 

обучение; современные подходы; личностно-ориентированный; интерактивный; развивающий; игровой; проблемный; программированный; коммуникативный и инновационный методы обучения

Материалы конференций

 6 мая 2011 года состоялась научно-практическая Интернет-конференция «Стратегия повышения качества подготовки специалистов в условиях лингвистического университета в контексте национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»

***
УДК 377
Векторы развития системы менеджмента качества в педагогическом колледже

В статье обозначены основные направления системных изменений в учебном заведении среднего профессионального образования в контексте создания современной системы менеджмента качества.

 

качество образования; система менеджмента качества; процессный подход; системные изменения
УДК 81-112.2
Древний топонимический субстрат Великобритании (языковая интерпретация)

Статья посвящена лингвистической интерпретации географических названий Великобритании. Этимологический анализ названий позволяет с большей степенью уверенности восстановить факты этнической истории заселения Британского острова. Материалы могут быть использованы учителями английского языка для научно-исследовательской работы в школе.

 

субстрат; топоним; этимология; история; административное деление; кельты; англо-саксы; викинги
УДК 81-114.2
Некоторые тенденции изменений в морфологии современного английского языка

В статье рассматриваются характерные черты системных изменений английского глагола, поскольку история развития английского глагола с исторической точки зрения характеризуется разнообразными и противоречивыми тенденциями.

 

язык; языковая система; структура; морфология; ядро; периферия; унификация; языковое варьирование

Теоретические и практические вопросы обучения иностранным языкам

УДК 372.8
Методическая концепция когнитивно-коммуникативного контроля в системе обучения иностранному языку студентов лингвистического вуза

Данная статья посвящена актуальной проблеме лингводидактики - проблеме контроля обученности иностранному языку студентов лингвистического вуза. В связи с этим предлагается методическая концепция когнитивно-коммуникативного контроля, рассматривающая контрольно-измерительную деятельность студентов как средство развития познавательных и коммуникативных резервов личности, ее способностей к дальнейшему саморазвитию и самообучению.

 

когнитивно-коммуникативный контроль; контрольно-измерительная деятельность; языковое тестирование; мониторинг учебных достижений; учебно-тестовый портфель
УДК 372.881.111.1
Язык современного подростка

Язык современного подростка рассматривается во взаимосвязи понятий «язык», «личность», «культура». Являясь достоянием отдельной личности, язык актуализирует личное со-знание, т.е. усвоение хранимого в языке общественного опыта. Личность формируется через язык и проявляется в языке. Анализ языковых средств, используемых подростками, свидетельствует о стремлении молодежи к их трансформации. В связи с данным явлением возникает вопрос: сможет ли нынешнее поколение молодых людей реально участвовать в диалоге культур.

 

подросток; язык и культура; язык и личность; функции языка: кумулятивная, дискурсивно – логическая; речевое поведение; трансформация языковых средств; диалог культур

Внимание: опыт

УДК 37.013.
Формирование здоровьесберегающей компетенции у студентов в системе аудиторных и внеаудиторных занятий по иностранному языку в вузе

В статье рассматривается воспитание культуры здоровья в контексте формирования здоровьесберегающей компетенции у студентов в системе аудиторных и внеаудиторных занятий по иностранному языку в вузе. Охарактеризованы система и две подсистемы аудиторных и внеаудиторных занятий, направленные на сохранение и укрепление физического, психического и духовного здоровья. Формирование здоровьесберегающей компетенции осуществляется в системе занятий по сквозной теме.

 

формирование здоровьесберегающей компетенции; система аудиторных и внеаудиторных занятий по сквозной теме
УДК 373.51
Формирование навыков безопасного поведения и первой медицинской помощи в ходе проведения всероссийской олимпиады школьников по ОБЖ

Всероссийская олимпиада школьников по основам безопасности жизнедеятельности способствуют закреплению и отработке навыков безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях. При условии улучшения материально-технического оснащения школьных кабинетов ОБЖ количество детей-участников олимпиады, успешно организующих свое поведение в чрезвычайных ситуациях, неизменно возрастет.

 

олимпиадa школьников по ОБЖ; навыки безопасного поведения; чрезвычайные ситуации; материально-техническое оснащение
УДК 373.1.013.
Сельская школа как фактор оздоровления социальной среды

Роль школы, в которой закладываются основополагающие «кирпичики» человеческого капитала, неоценима, особенно на селе, где зачастую она является единственным культурным центром. Сельская школа способна выявить и развить способности подростка, воспитать в нем инициативность, настойчивость, предприимчивость.

 

трудовое воспитание; социальная компетентность; сельская школа; подросток; производственная деятельность; наследие Макаренко; подсобное хозяйство; трудоустройство; экологическая культура; нравственная культура
Реализация исследовательской деятельности как условие обучения младших школьников

В данной статье дается подробное описание системы организации учебно-исследовательской деятельности учащихся младшей школы, выявляется сущность исследовательской тактики и поведения ребёнка, а также роль исследовательской деятельности в развитии личности ребенка и в формировании его стиля жизни.

 

исследование; исследовательская компетентность; исследовательское поведение; эксперимент; научно-исследовательская деятельность
Исследование агрессивных реакций и стратегий поведения в педагогическом конфликте у студентов в вузе

Анализируется конфликтность как личностная особенность, имеющая немаловажное значение в ситуации разрешения и профилактики педагогических конфликтов. Представлены результаты исследования темперамента, агрессивных реакций и стратегий поведения в конфликте студентов 1 курса специальности «Иностранный язык с дополнительной специальностью» в ситуации педагогического конфликта.

 

педагогический конфликт; профилактика конфликтов; конфликтность; личностная особенность; агрессия; агрессивность; агрессивные реакции; стратегии поведения в конфликтной ситуации