2015-№3

Когнитивные основы языковой актуализации

УДК 811.11 ББК 81.2
Глагольная концептуализация категории поведения в обыденной картине мира английского языка

 Исследование посвящено изучению природы лексического значения центрального глагола поведения, его ближайшего синонима и глаголов, содержащих в своей семантике компонент «поведение». Такое исследование предполагает анализ дефиниционной структуры языковых знаков, выражающих концепт и категорию поведения на лексическом уровне. Понятие Наблюдатель, обнаруживаемое в структуре концепта BEHAVIOUR в эксплицитной/имплицитной форме, служит аналитическим инструментом. 

концепт; категория; поведение; семиотический потенциал; аксиологический потенциал; наблюдатель

Семиотика

УДК 81.00 ББК 81.0
Роль симулякра в оказании ориентирующего воздействия на адресата в СМИ

 Средства массовой информации стали неотъемлемой частью жизни общества и инструментом оказания ориентирующего воздействия на современного человека с целью конструирования картины мира. СМИ используют симулякр как сильнейшее орудие манипуляции сознанием массового адресата. Симулякр реализует свою конструирующую функцию, создавая гиперреальность, и деструктивную функцию, подменяя и разрушая реальность. Симулякр проник во все языковые уровни, оказывая ориентирующее воздействие в разных областях когнитивно-дискурсивной деятельности людей.

ориентирующее воздействие, области ориентирования, симулякр, гиперреальность, деструктивная функция, манипуляция сознанием

Инновационные процессы в современном образовании

УДК 37.01 ББК 74.200
Мультидисциплинарность учебного проекта как инструмент реализации индивидуального образовательного маршрута школьника

 В статье исследуется мультидисциплинарность (в ряду других проявлений интеграции) как позволяющий обучающемуся реализовывать свою индивидуальность фактор образовательной деятельности в системе (обучение + воспитание). Автор раскрывает причины актуальности, анализирует противоречия, устраняемые при использовании предлагаемого подхода, делает выводы, исходя из понимания процессов на общекультурном когнитивном, личностном и социокультурном уровнях.

индивидуализация образования; маршрут обучения; метод учебного проекта; междисциплинарность и мультидисциплинарность; система обучения и воспитания

Лингвистика

УДК 81.00 Д18 ББК Ш 141.01.2973
«Что нужно, чтобы жить с умом?» О дневниках Александра Твардовского

 Личность великого советского поэта А. Т. Твардовского многогранна. В настоящей статье представлен набросок его духовно-культурного облика. 

Александр Твардовский; культура; религия; наука; искусство; нравственность; политика; язык

Учебное сотрудничество

УДК 811.161.1 ББК 81.411.2-96
Изучение раздела «Общение» на занятиях по русскому языку в высшем учебном заведении (социокультурный аспект)

 Статья посвящена актуальному вопросу обучения русскому языку в социокультурном аспекте. В ней раскрываются возможности реализации социокультурного метода при изучении студентами темы «Общение». Много внимания уделяется коммуникативной ситуации, которая является исходным моментом любого речевого действия. Побуждение студентов к созданию собственного речевого высказывания на основе знания социокультурных ценностей – одна из основных целей занятий по русскому языку. 

социокультурный аспект; коммуникация; общение; коммуникативная ситуация; речевое действие; высказывание; ценность

Дебют в науке

УДК 81 ББК 81.00
Имидж медийного персонажа

 В статье представлено исследование компонентов, составляющих имидж медийного персонажа. Данные компоненты входят в обобщенную структуру успешного имиджа медиаперсон и способствуют продвижению публичных персон  в медийном пространстве.

дискурс; медиадискурс; медийный персонаж; имидж; медиаперсона