2015-№2

Лингвистика

УДК 81.00 Д18 ББК Ш 141.01.2973
«Мура вообще очень забавна» (на материале дневников Корнея Чуковского)

Младшая дочь К. И. Чуковского прожила очень короткую жизнь. Но она оставила в душе её отца очень глубокий след. Мы узнаём об этом по тем страницам его дневников, в которых отразились суждения Муры о религии, науке, искусстве, нравственности, политике и языке.  

К. И. Чуковский; Мура Чуковская; дневники; духовная культура; религия; наука; искусство; нравственность; политика; язык
УДК 37.013.43 ББК 74.484.4
Аксиологические дилеммы в поликультурном образовании

В статье рассматриваются вопросы, связанные с аксиологическим выбором языковой личности в условиях межкультурного и межэтнического взаимодействия. Вводится понятие аксиологической дилеммы как проблемной ситуации, порождаемой несовпадением культурных ценностных ориентаций и ценностных концептов. Обосновывается необходимость разработки инструментария разрешения аксиологических дилемм в учебных и реальных коммуникативных контекстах. Раскрывается спектр аксиологических переживаний, запускающих механизмы формирования аксиологических дилемм.

поликультурное образование; аксиологическая дилемма; поликультурная и полиэтническая среда; культурные контакты; языковые контакты; культурные ценности; культурная идентичность; межкультурная компетенция; когнитивные модели; вербальные и невербальные коды

Дискурс и текст: векторы исследования

УДК 81.00 ББК 81.00
Новые аспекты дискурса в парадигме различных лингвистических подходов

Данная статья представляет собой обзор понятия «дискурс» с точки зрения разных лингвистических подходов и в сравнении с понятием «текст». Данное рассмотрение помогает обнаружить аспекты дискурса в тесной связи с современным переосмысленным  отношением к языку. 

дискурс; ориентирующая функция; креативность; интерактивность дискурса; коммуникативная ситуация

Актуальные вопросы профессиональной педагогики

УДК 377.4 ББК
Историко-культурный анализ развития теории и практики образования взрослых

Статья посвящена историко-культурному анализу феномена образования взрослых, в ней рассмотрены тенденции и этапы становления и развития андрагогики как научного знания, учебной дисциплины и области социальных практик.

образование взрослых; андрагогика; непрерывное образование взрослых

Теоретические и практические вопросы обучения иностранным языкам

УДК 811.161.1 ББК 81.411.2–99+81.006.2
Русский язык: история и перспективы изучения в Монголии

В статье представлена хронология событий, отражающих этапы развития русского языка в Монголии. Цель работы – систематизация и актуализация данных об использовании русского языка общего владения для конкретизации функциональной характеристики русского языка как средства международного общения за рубежом. Приведённые факты расширения русско-монгольского сотрудничества указывают на возможность появления новых предметных областей русистики в Монголии. 

русский язык; язык обучения; язык профессиональной коммуникации; история изучения русского языка как иностранного
УДК 37.013.43 ББК 74.484.4
Сравнительный анализ графических систем английского и русского языков в аспекте обучения иноязычному письму младших школьников с синдромом дефицита внимания и гиперактивности

В статье предлагается рассмотреть специфику обучения графике и каллиграфии младших школьников с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). Особое внимание автор уделяет сравнительному изучению графических систем английского и русского языков с целью сформировать представление о трудностях в обучении технике письма школьников с СДВГ. Приведены примеры наиболее распространенных ошибок учеников с СДВГ при письме.

письмо; техника письма; каллиграфия; графика; синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ); дисграфия

Проблемы когнитивной лингвистики

УДК 81 ББК 81.0
Место концептов стыд и совесть/shame и conscience во внутреннем мире человека

В статье предложен анализ внутреннего мира человека, в центре которого находятся два концепта: стыд и совесть/shame и conscience. Выявляются интегральные признаки исследуемых универсалий, для анализа привлекается метод словарных дефиниций по данным толковых словарей английского языка.

внутренний мир человека; семантика внутреннего мира человека; сопряженность; shame; conscience
УДК 81 ББК 81.0
Любовь и доброжелательность: гиперо-гипонимические отношения

Статья посвящена выявлению соотношения семантических особенностей двух феноменов: любви и доброжелательности на материале словарных дефиниций в толковых словарях русского языка. Проводится анализ  непосредственно составляющих концепта «Доброжелательность»: «Добро» и «Желание» с целью обнаружения взаимосвязи между концептами «Добро» и «Благо» в русскоязычном сознании. 

концепт; «Добро»; «Желание»; «Доброжелательность»; «Любовь»; «Благо»