2014-№3

Слово к читателям

Уважаемые читатели нашего журнала!

 Перед Вами третий выпуск научно-педагогического журнала «Magister Dixit» за 2014 год Евразийского лингвистического института в г. Иркутске филиала федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московский государственный лингвистический университет» (МГЛУ ЕАЛИ). Читать далее

На перекрестке мнений

УДК 81.00 Д18 ББК Ш 141.01.2973
«Я прочертил контуры мировоззрения». Об «опыте автобиографии» Герберта Уэллса

 Статья посвящена анализу «Опыта автобиографии» Г. Уэллса. Его автор видел цель своих мемуаров в том, чтобы прочертить в них контуры своего мировоззрения. Основу этого мировоззрения составляют его культурологические взгляды. 

Г. Уэллс; «Опыт автобиографии»; мемуары; мировоззрение; духовная культура; религия; наука; искусство; нравственность; политика; язык

Языковые контакты

УДК 811.112.2 ББК 81.423.4-03
Смешение диалектов в условиях иноязычного окружения как фактор формирования новых языковых вариантов

 В статье рассматриваются основные периоды формирования новых языковых вариантов в условиях иноязычного окружения, процесс смешения немецких диалектов, привезенных первыми колонистами на новую родину. Дается краткая характеристика языковой ситуации в Германии в последней четверти XVIII в., анализируется численный и лингво-географический состав первых поселенцев колонии Екатериненштадт, а также основные фонетические характеристики данного диалекта, которые позволяют определить его как восточно-средненемецкий с элементами других диалектов.

поволжские немцы; лингвогеографическая характеристика первых поселенцев; немецкий языковой остров; смешение диалектов; языковая ситуация в Германии XVIII века; система диалектного вокализма и консонантизма; диалект колонии Екатериненштадт; модель формирования нового языкового коммуникативного варианта; марксштадтский диалект

Инновационные процессы в современном образовании

УДК 378 ББК 74.480.27
Формирование экологической компетенции студентов на занятиях по иностранному языку в лингвистическом вузе

 В статье анализируется система общекультурных и профессиональных компетенций, позволяющих сформировать новое экологическое сознание на основе проектной, исследовательско-поисковой деятельности студентов; рассматриваются формы и методы работы на занятиях с целью повышения уровня экологического образования. Проектный метод признается неотъемлемой частью экологического образования студентов. 

экологическая компетенция; проектная деятельность; экологическое сознание
УДК 378 ББК 74.480.27
Социокультурный компонент образования как ресурс формирование субъектной позиции дошкольника

 Дошкольное детство – период активного вхождения ребенка в социальный мир, установления разнообразных взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, формирования мировоззрения, пробуждения гуманных чувств, становления художественно-эстетической культуры. Даная статья посвящена изучению проблемы, связанной с социокультурным потенциалом изобразительного искусства в контексте формирования субъектной позиции детей дошкольного возраста.

культура; социализация; художественное мышление; изобразительное искусство; социокультурный потенциал; дошкольник; субъктный опыт
УДК 811.1/.8 ББК 81.2-9
К проблеме подготовки специалистов в области инноваций

 В статье рассматривается специфика инновационных процессов в гуманитарной сфере. Ставится вопрос о подготовке специалиста с инновационным типом мышления и поведения, способного и готового к инновационным преобразованиям в сфере обучения языку и культуре.

иноязычное образование, инновационная образовательная деятельность, инновационное мышление, инновационный тип личности

Лингвистика

УДК 81 ББК 81.003
Картина мира сквозь призму морали

 В данной статье предпринимается  попытка исследования сущности и свойств языковой картины мира с точки зрения морали.

мораль; картина мира; культура; норма; ценность
УДК 81’ 1 ББК 81.0
Модусная категоризация действительности посредством сравнения

 В статье рассматриваются способы модусной категоризации действительности. Высказывания с союзами asif/asthough вербализуют сравнение реальной и ирреальной ситуаций, которое формируется посредством апеллирования к прошлому опыту говорящего или моделирования несуществующей в реальности ситуации.

модусная категоризация; модусный субъект; ирреальное сравнение; воображаемая ситуация; вымышленная ситуация
УДК 81’4 ББК 81.055
Языковая игра как прием создания скрытых смыслов

 В данной статье рассматриваются некоторые типы коммуникативных ситуаций, в которых говорящие прибегают к продуцированию скрытых смыслов в игровых целях.

скрытые смыслы; языковая игра; непрямая коммуникация
УДК 81.112.2 ББК 81.432.4-00
Функционально-семантические особенности средств выражения модальности в современном немецком языке

 В статье рассматривается понятие «модальность», функции категории модальности, средства для выражения модальности в немецком языке.

модальность; категория модальности; функции категории модальности; лексические средства выражения модальности; грамматические средства выражения модальности; синтаксические средства выражения модальности

Актуальные вопросы профессиональной педагогики

УДК 378 ББК 74.489
Взаимодействие в системе “преподаватель-студент” как условие формирования профессиональных ценностей

 В статье актуализируется проблема формирования профессиональных ценностей студентов вуза. Организация взаимодействия в системе «преподаватель-студент» рассматривается авторами как условие  формирования профессиональных ценностей, в результате реализации которого устанавливаются  субъектные отношения, определяются позиции субъектов, описываются обстоятельства совместной деятельности. Определяется предметное поле понятий: «ценность», «ценностные ориентации», «профессиональные ценности».

взаимодействие в системе «преподаватель-студент», субъектные отношения, ценность, ценностные ориентации, профессиональные ценности

Проблемы когнитивной лингвистики

Культурные метафоры как инструмент понимания культурных ценностей американского общества

 Данная статья посвящена анализу американских культурных ценностей через понятие культурной метафоры. Метафора «Американский футбол» позволяет рассмотреть аксиологическую и национально-культурную специфику объективации ряда ценностей современного американского общества.

метафора; культурная метафора; культурные ценности; индивидуализм; коллективизм; американский футбол

Учебное сотрудничество

УДК 378 ББК 74.489
Опыт организации обучения иностранному языку взрослых в рамках проекта «бабушка-полиглот»

 В статье описывается опыт организации обучения английскому языку людей пожилого возраста – участников общегородского проекта «Бабушка-полиглот». Исследуется андрагогическая модель организации обучения и ее отличие от педагогической модели. Анализируется процесс формирования коммуникативной компетенции в рамках блочно-модульной системы посредством моделирования игровых речевых ситуаций. 

андрагогическая модель; «Бабушка-полиглот»; теория и методика ИЯ; речевая ситуация; модульная система; коммуникативная компетенция

Литературоведение

УДК 811.111 ББК 81.432.1-8
Что отличает Fro от «Фро»?

 В своем произведении «Братья Карамазовы» Ф. Достоевский нередко обращается к читателю: «Это я прошу читателя заметить с самого начала», «Это надо запомнить». Андрей Платонов тоже просит нас «запомнить» и «заметить», но делает это лишь на эстетическом уровне и, таким образом, ставит перед нами сложнейшую задачу – от слов перейти к художественным образам, а из художественных образов собрать картину целостного художественного произведения. В данной статье мы анализируем перевод рассказа «Фро» на английский язык, выполненный Робертом и Элизабет Чендлер. На основе эстетического литературного анализа мы пытаемся восстановить целостное произведения и узнать, удалось ли переводчикам «заметить» и «запомнить» важные художественные образы.

эстетический анализ литературного произведения, художественный образ, перевод

Книжная полка

Анонс

Готовится к выпуску учебное пособие «Лингвостилистика текста», (авторы В.М. Кульгавая,  В.Б. Меркурьева, С.А. Хахалова), созданное на кафедре немецкой филологии МГЛУ ЕАЛИ.

Рецензия на учебное пособие
Рецензия на учебное пособие
Рецензия на монографию