2014-№2

Рубрика главного редактора

Уважаемые читатели нашего журнала!

Мы рады предложить Вашему вниманию очередной выпуск научно-педагогического журнала «Magister Dixit» Иркутского государственного лингвистического университета – второй номер за 2014 г. В нем, как всегда, представлены результаты исследований студентов, молодых и маститых ученых по проблемам педагогического, лингвистического, переводческого образования.Читать далее

Поэтическая страничка

Стихи. Выпуск 4

 Вот уже 12 лет наши юные дарования собираются на традиционный «Вечер авторской поэзии» в Иркутском государственном лингвистическом университете. Восьмой год подряд публикуются их стихи и проза. Весна, любовь, расставания, предчувствия, поиск, юное бунтарство – вот основные темы, объединяющие творения наших поэтов и прозаиков.

Поэт Джон Китс однажды писал своему другу Бейли: «Я не уверен ни в чём, кроме святости сердечных привязанностей и истинности воображения. То, что воображению предстаёт как Красота, должно быть истиной – не важно, существовала она до этого или нет». Эта цитата в полной мере отражает настроение сборников, созданных молодыми авторами за последние восемь лет в нашем университете. Мы представляем вашему вниманию несколько стихотворений из последнего сборника авторской студенческой поэзии «Весна».

Лингвистика

УДК 81’1 ББК 81.0+79.1
Лингвопрагматические особенности прикнижной аннотации во французском издательском дискурсе

 В статье рассматриваются лингвопрагматические особенности жанра издательского дискурса – le prière d’insérer, оказывающего влияние на судьбу книги. Приводятся мнения французских издателей, обозначаются основные тенденции в написании аннотации.

издательский дискурс; prière d’insérer; современный автор; французская классика; издатель
УДК 81 ББК 81.055.1
Феномен впечатления в когниции и языке

 В статье рассматриваются когнитивные основания ментального феномена впечатления и описывается его языковая онтология. Исследуются модели семантической деривации лексемы IMPRESSION, анализируются значения данной лексемы.

впечатление; когниция; семантическая деривация; значение; модели семантической деривации
УДК 81 ББК 81.055.1
Три типа контекста контраста и аналогии в художественном тексте

 Статья иллюстрирует основные средства вербализации трех типов контекста контраста и аналогии в художественном тексте: лингвистического, стилистического и экстратекстового. В каждом типе контекста выделяются группы языковых средств его реализации в тексте.

контраст; аналогия; контекст; языковая оппозиция; стилистическая оппозиция; экстратекстовый контекст
УДК 81’1 ББК 81.006.3
Роль метафоры в создании образа «маленького человека» в немецкой художественной литературе

 В статье представлен компонентный анализ лексического значения глагольных метафор-слов, посредством которого можно раскрыть образ главного героя новеллы «DieVerwandlung» Ф. Кафки Грегора Замзы. Выявлено, что метафорические средства способствуют созданию образа  «маленького человека» в немецкой лингвокультуре.

метафора, глагол, метафора-слово, значение, семантический компонент, метод словарной дефиниции, метод компонентного анализа
УДК 81 ББК 81.055.1
К вопросу о метафорической концептуализации ментальной деятельности в английской языковой картине мира

 В статье анализируется концептуализация сферы ментальной деятельности человека в свете теории концептуальной метафоры. Выявляются ключевые для вербализации рассматриваемой сферы метафорические модели.

ментальная деятельность; концептуальная метафора; ментальное пространство; сфера-мишень; сфера-источник; метафорическая проекция; вербализация; метафорическая модель
УДК 81’4 ББК 81.055
Сущность лингвистической креативности журналиста: удвоение дискурсивной личности

 В настоящей статье рассматривается когнитивный принцип удвоения дискурсивных личностей пишущего в новостном дискурсе. К прототипической институциональной дискурсивной личности журналиста,  производящей новостное сообщение, присоединяется остроумная дискурсивная личность, производящая комическое сообщение. Обе эти личности журналиста квалифицируют журналиста как творческую дискурсивную личность – члена тропологической элиты, владеющего стандартами создания сложных типов дискурса.

конвергентный комическо-новостной дискурс; инкорпорирование комического смысла; когнитивный принцип удвоения дискурсивной личности

Этнопсихолингвистика

УДК 81’23 ББК 81.006
Аccоциативный эксперимент и методология этнопсихолингвистических исследований

 В статье ставится проблема развития методологии современных этнопсихолингвистических исследований языкового сознания на основе деятельностного подхода. Актуализируется задача исследования национально-культурной специфики языкового сознания через создание и описание ассоциативного тезауруса.

языковое сознание; деятельностный подход; образ; ассоциативные поля; ассоциативный тезаурус

Актуальные вопросы профессиональной педагогики

УДК 81’27 ББК 81.006.2
Педагогические условия развития социокультурной компетенции будущих лингвистов

 Данная статья посвящена проблеме развития социокультурной компетенции студентов направления подготовки «Лингвистика». Актуальность статьи определяется сокращением времени подготовки, новыми требованиями к личности выпускника, необходимостью развития критического мышления и общеучебных умений.

лингвист; педагогические условия; социокультурная компетенция; критическое мышление; реалия; коллокация; речевой акт; текст
УДК 159.9 ББК 88.6
Профильное обучение: на пути к индивидуализации обучения и свободы выбора

 В статье раскрываются пути реализации целей профильного обучения в общеобразовательных учреждениях. На основе изучения теории и практики профильного обучения обосновывается необходимость изменения образовательного процесса посредством внедрения в практику различных моделей обучения, способствующих реализации индивидуальной образовательной программы учащихся.

индивидуальная образовательная программа; профильное обучение; модели обучения; модели организации образовательного процесса; дифференциация обучения
УДК 378 ББК 74.48
Технология ротационной модели метода смешанного обучения в неязыковом вузе

 Статья посвящена изучению технологии ротационной модели метода смешанного обучения в обучении студентов неязыкового вуза. В статье рассматриваются принципы, модели смешанного обучения в целом и содержание и технология ротационной модели в частности. Также в статье представлены этапы создания курса на основе ротационной модели метода смешанного обучения. 

смешанное обучение; модели и принципы смешанного обучения; ротационная модель; иностранный язык

Музейная педагогика

УДК 069 ББК 79.18
Искусствоведческий анализ как основной компонент экскурсий, связанных с объектами культурно-художественного наследия

 Освещаются проблемы современной экскурсионной работы как формы коммуникации, представляющей собой специальную систему, важными элементами которой являются авторский текст, тесно сопряженный с искусствоведческим анализом и показом произведений  искусства в музеях и на открытых пространствах.

художественный объект; визуальный материал; искусствоведческий анализ; музейные собрания; единицы хранения; демонстрационный метод; комплексный показ; диахронный и синхронный подходы; ЮНЕСКО
УДК 069 ББК 79.18
Трансформация функций музея в современном социокультурном пространстве

 В статье автор рассматривает трансформацию функций музея как социального и культурного института. Включение музея в пространство культуры позволяет объяснить особенности его духовного содержания, а так же те формы, в которых он функционирует. 

музей; музееведение; культура; теория музейной коммуникации

Педагогическая психология

УДК 159.9 ББК 88.6
Анализ психологических детерминант феномена «суперпотребление» и специфики его проявления у студенческой молодежи (на примере Иркутской области и республики Бурятия)*

 Данная статья посвящена анализу феномена «суперпотребление» и его психологических детерминант с точки зрения классического психоанализа, аналитической, индивидуальной и экзистенциальной психологии. Представлены результаты социологического обследования студенческой молодежи, проведенного с целью выявления у них тенденций к суперпотреблению.

 
*Материал подготовлен при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда (проект №13-06-00018а).
 
суперпотребление; психологические детерминанты суперпотребления; склонность к суперпотреблению; смысложизненные ориентации

Социолингвистические исследования

УДК 81’42 ББК 81.055.1+60.523
Формирование подходов к изучению феномена «региональной идентичности» в российском дискурсе

 В статье исследуется формирование теоретико-методологических подходов к изучению феномена «региональная идентичность». Представлены основные объяснительные модели и пути развития представлений о феномене. В основу исследования положен анализ работ российских авторов, что позволяет проследить развитие представлений о специфике формирования регионального сообщества именно в России.

региональная идентичность; объяснительная модель; социально-политическая культура; массовое сознание; социокультурный подход

Теоретические и практические вопросы обучения иностранным языкам

УДК 37 ББК 74.04
Условия развития профессиональной компетентности специалистов по проведению аттестационной экспертизы педагогической деятельности в области школьного образования

 Целью настоящей статьи является выявление условий, способствующих развитию профессиональной компетентностиэкспертов по проведению аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений.

профессиональная компетентность эксперта; аттестация педагогических работников; аттестационная экспертиза педагогической деятельности
УДК – 377 ББК 74.47
Модельный подход к оценке результатов профессионально-педагогической деятельности персонала в педагогическом колледже: теория и практика реализации

В статье излагается организационный вариант построения системы оценки результатов профессиональной деятельности преподавателей педагогического колледжа как компонента общей системы менеджмента качества организации, позволяющей обеспечить комплексный характер оценочных процедур и учет специфики педагогического труда.

развитие человеческих ресурсов; комплексная оценка результатов профессионально-педагогической деятельности; кадровый менеджмент
УДК 811.581 ББК 81.711
Подходы к выделению лексического минимума в рамках подготовки учебно-методических комплексов по китайскому языку

 В статье описываются основные подходы к процессу выделения лексического минимума для подготовки учебно-методических материалов по «веерной», или центробежной, модели.

методика преподавания китайского языка; лексический минимум; «веерная», центробежная модель
УДК 81’1 ББК 81.0
Коммуникативно-информационное поле эссе как формы делового иноязычного письменного общения

 Деятельность специалиста в области рекламы и связей с общественностью связана с получением, передачей, переработкой и обменом информацией. Коммуникативно-информационное поле характеризуется интенсивностью информации, направленностью, способом и формой ее производства. Нередко формами производства информации в сфере рекламы и связей с общественностью являются письменные продукты, по общим характеристикам схожие с жанром эссе. В настоящей статье рассматривается письменный жанр эссе и его характеристики с точки зрения литературы, журналистики, а также как одна из форм делового иноязычного письменного общения в сфере рекламы и связей с общественностью. 

эссе; виды эссе; коммуникативно-информационное поле; письменная деловая коммуникация; коммуникативная задача
УДК 373 ББК 74.261.7 Англ
Эффективные приемы запоминания иноязычного лексического материала, ориентированные на индивидуальные особенности обучающихся

 Цель статьи заключается в детальном рассмотрении проблемы обучения иностранному языку и одновременному развитию индивидуальных особенностей обучающихся. В данной статье представлены приемы работы для запоминания иноязычного лексического материала, ориентированные на развитие индивидуальных особенностей обучающихся. 

формирование лексического навыка, запоминание иноязычных лексических единиц, индивидуальные особенности обучающихся
УДК 811.1/.8 ББК 81.2-9
Компетентностный подход в обучении иностранным языкам: технологии разработки конкурсных заданий

 В статье анализируется опыт проведения конкурсов и олимпиад по французскому языку как способ реализации компетентностного подхода в обучении иностранным языкам и культурам, а также технологии разработки конкурсных заданий в соответствии с современными требованиями к целям обучения.

компетенции; системно-деятельностный подход; технологии в обучении иностранным языкам; продукт деятельности; нестандартные задания; проведение конкурсов и олимпиад

Дебют в науке

УДК 81’1 ББК 81.0
Языковые особенности предвыборной программы политической партии «Единая Россия»

 В данной статье  проводится системный анализ лексического состава текста предвыборной программы политической партии. С помощью метода компонентного анализа лексических единиц выявляются семантические особенности косвенных директивов.

политический дискурс; семантическая сочетаемость; лексическая единица; семантический уровень; концепт
УДК 81.1 ББК 81’33
Использование теоретико-множественного метода для параметризации Интернет-коммуникации

 В данной статье представлены результаты исследования, целью которого было выявление основных характеристик Интернет-коммуникации с применением теоретико-множественного (алгебраического) метода. Проанализированы определения нескольких нормативно-справочных источников и соотнесены указанные в них параметры.

Интернет; Интернет-коммуникация; теоретико-множественный метод; матрица
УДК 81’4 ББК 81.055
Применение метода концептуального анализа в рамках исследования экологической рекламы

 Данная статья описывает теоретическую основу и один из способов практического применения метода концептуального анализа на материале рекламных текстов экологической направленности.  Выявляются интегральные и дифференциальные концепты, наполняющие русскоязычные и англоязычные рекламные тексты, при помощи которых прослеживается способ воздействия на потенциальную аудиторию. 

концептуальный анализ; концепт; экологическая реклама; воздействие; потенциальная аудитория
УДК 81’4 ББК 81.055
Персональный дискурс переводчика как объект лингвистического анализа

 В статье проводится анализ переводческого дискурса Бориса Заходера и Вадима Руднева, переводчиков дилогии Алана Милна «Винни Пух и все-все-все» и «Дом в медвежьем углу». Анализ проводится с учетом восьми параметров, выделенных доктором филологических наук Евгенией Юрьевной Куницыной в ходе исследования шекспировского переводческого дискурса в монографии «Шекспир – Игра – Перевод», а также с помощью алгебраического метода. 

перевод; переводческий дискурс; алгебраический анализ; Винни Пух
УДК 81’1 ББК 81.006.3
Сравнительный анализ фразеологизмов китайского и русского языков

 В статье проводится анализ фразеологизмов русского и китайского языков, составляющих языковую картину мира. В основе фразеологизмов русского языка лежит слово собака, в основе фразеологизмов китайского языка лежит слово, соответствующее русскоязычному слову собака.  Установлено, что собака широко представлена во фразеологизмах обоих языков.  Выявлена специфика употребления фразеологических единиц со словом собака / в русском и китайском языках, которая отражает особенности мировосприятия носителей данных языков.

фразеологизм; языковая картина мира; животное; собака; язык; положительная, отрицательная коннотация
УДК 81’1 ББК 81.006.3
Место концептов в формировании языковой картины мира

 В статье рассматривается место концептов времени, пространства, приветствия и прощания, участвующих в формировании языковой картины мира на материале русского и китайского языков. Выявляются общие и отличительные характеристики.

языковая картина мира; научная картина мира; концепт; культурные различия; взаимоотношение языка и культуры; лингвокультура
УДК 81’1 ББК 81.0
Использование метода концептуального анализа при изучении средств вовлечения в коммуникативное пространство PR

 В статье представлен вариант применения метода концептуального анализа при изучении PR-текстов. Представляется, что обращение к определенным концептам служит одним из средств вовлечения в коммуникативное пространство PR

коммуникация; коммуникативное пространство; средства вовлечения; PR-текст; концепт; концептуальный анализ

Внимание: опыт

УДК 378 ББК 74.48
Деятельность кураторов вуза по формированию гражданственности студентов (опыт Иркутского государственного лингвистического университета)

 Статья посвящается основам организации деятельности кураторов вуза в области формирования гражданственности студентов. Кратко приведены результаты исследований, проведенных среди студентов с целью выявления общего уровня их воспитанности, а также среди кураторов, демонстрирующих средства и формы, используемые в их деятельности по формированию гражданственности студентов.

деятельность кураторов вуза; формирование гражданственности студентов
УДК 378 ББК 74.48
Совместные научно-исследовательские проекты студентов как форма учебного занятия (на примере дисциплин «Гендерный фактор в конфликте», «Принятие решений в конфликте», «Здоровьесберегающие технологии обучения», «Основы медицинских знаний»)

 В статье представлен опыт проведения со студентами совместных научно-исследовательских проектов на семинарских занятиях по дисциплинам: «Гендерный фактор в конфликте», «Принятие решений в конфликте», «Здоровьесберегающие технологии обучения», «Основы медицинских знаний» с целью развития мотивации к научной деятельности.

совместные научно-исследовательские проекты; учебная мотивация; совместная научная деятельность, компетенции
УДК 378 ББК 74.489
Модульная программа по формированию креативной компетентности будущего педагога: из опыта работы

 В данной статье автор описывает опыт работы по формированию креативной компетентности будущего педагога и представляет модульную программу, состоящую из четырех модулей: дисциплинарный, тренинговый, внеаудиторный, курсовой. Автор описывает варианты реализации модульной программы по формированию креативной компетентности будущего педагога.

креативная компетентность будущего педагога; модульная программа; модуль