2014-№1

Слово к читателям

Обращение гл. редактора

 Вниманию читателей предлагается очередной выпуск научно-педагогического журнала «Magister Dixit» Иркутского государственного лингвистического университета – первый номер за 2014 год. В нём представлены результаты исследований студентов, молодых и маститых ученых по проблемам педагогического, лингвистического, переводческого, регионоведческого образования. Читать далее...

Регионоведение и востоковедение

УДК 321 ББК 66.3(4/8)
Политическая система и политический режим в КНР на современном этапе: подходы к определению

В статье предпринимается попытка систематизировать основные современные подходы к определению политической системы и политического режима КНР. 

политическая система; политический режим; тоталитаризм; авторитаризм; посттоталитарный технократический неоавторитаризм
УДК 811.58 ББК 81.711
Некоторые аспекты архетипического в представлении о чае у китайцев

 В статье рассматриваются некоторые аспекты архетипического в китайской культуре чая через анализ мифов о происхождении чая.

культура чая; архетип; архетипический образ; миф
УДК 811.58 ББК 81.711
О способах перевода на китайский язык фразеологизмов священного писания

В статье рассматривается проблема использования фразеологизмов при переводе текстов Библии на китайский язык. Показаны способы перевода фразеологизмов при переводе Библии на китайский язык, проведен анализ данных переводов. 

Библия; фразеологизм; перевод; китайский язык
УДК 811.58 ББК 81.711
О некоторых инвективах современного корейского языка в этимологическом аспекте

В статье проводится попытка исследования этимологических основ некоторых инвективных лексических единиц современного корейского языка. Приводятся первоначальные словоформы, отслеживаются семантические трансформации и их причины. На основе результатов исследования языкового материала выдвигаются предположения о соотношении исконной и заимствованной лексики. 

инвективная лексика; этимология
УДК 811.58 ББК 81.711
Классификация китайских письменных знаков в трактовке профессора Цю Сигуя

Статья рассматривает проблему классификации китайских письменных знаков в грамматологическом и методологическом аспектах. Проведен сравнительный анализ трех классификаций, относящихся к разным периодам, выявлены сходства и различия.

китайская письменность; классификация; методология; знак
УДК 316(091)(4/9) ББК 60.59
Некоторые аспекты формирования протосоциологических идей в Древнем Китае: метод прогнозирования в трактате «Сюнь-цзы»

В статье предпринимается попытка анализа методологического аппарата древнекитайской протосоциологии, а именно метода прогнозирования. Исследование проведено на основе древнекитайского трактата «Сюнь-цзы».

Сюнь-цзы; Древний Китай; протосоциология; метод прогнозирования; прогнозирование; предсказание
УДК 81.00 ББК 81.00
Особенности способов медиатизации контента о России в южнокорейском медийном дискурсе

В данной статье предпринимается попытка раскрыть предметно-информативную и концептуально-оценочную составляющие медиатизации предметной сферы России в корейском медийном дискурсе. На основе контент-анализа корпуса медиатекстов систематизируются структуры-носители информации, определяются особенности способов передачи информации, к которым относятся точечная локализация события, бинарность информационной структуры, прямое цитирование, персонализация событийного контента. 

медиакартина мира; предметная сфера России; южнокорейский медиадискурс; способы медиатизации
УДК 811.58 ББК 81.711
Подходы и аспекты рассмотрения административной монополии в КНР

В статье рассмотрена проблема административной монополии в Китайской Народной Республике; определены формы ее проявления, выявлены причины и отрицательные социально-экономические последствия повсеместного распространения злоупотреблений административной властью, а также проведен анализ нормативно-правовой базы и правоприменительной практики.

КНР; административная монополия; антимонопольное законодательство; конкуренция
УДК 81 ББК 81.055.1
Языковые средства выражения гиперболы в улигере «Алтан Шагай»

Статья посвящена рассмотрению языковых способов выражения гиперболы в бурятском улигере «Алтан Шагай», передающем унгинский вариант улигера нукутских бурят. Выявляются языковые средства гиперболизации, используемые для  характеристики главного героя, его коня, его жилища – имена числительные, существительные и совмещение гиперболы с метафорой. Анализ языкового материала позволил установить, что количественная гиперболизация доминирует над качественной. 

бурятский улигер; гипербола; речевой прием; эмоциональное воздействие; градуальность; имя числительное; имя существительное; количественная метафора
УДК 811.58 ББК 81.711
Некоторые аспекты культуры酒 ‘ВИНА’ в Китае

 В данной статье рассматриваются некоторые аспекты культуры вина в Китае. Культура вина в Китае отличается от аналогичных традиций в России и европейских странах. Для понимания данного явления и обеспечения диалога культур целесообразным представляется применение аспектного подхода, который позволяет сравнить различные направления восприятия культуры вина в разных цивилизационных моделях. В частности — это анализ произведений искусства, а также различных идиом и пласта лексики, этимологически связанного с культурой вина.

вино; культура вина; китайская культура; ветер и поток; китайская медицина; китайский ритуал; религиозная жизнь Китая; диалог культур
УДК 811.58 ББК 81.711
О некоторых особенностях законодательства КНР в сфере въездного туризма

В статье рассмотрены основные особенности законодательства КНР в сфере въездного туризма на основе документа, регулирующего въездную туристскую деятельность в КНР «Постановление о туристских агентствах». Проведен анализ данного официального документа, выявлены основные черты туристского въездного законодательства. 

въездной туризм; КНР; «Постановление о туристских агентствах»; законодательство; турагентство; туристская деятельность

Лингвистика

УДК 81 ББК 81.055.1
Тенсивность дискурса: к проблеме реконструкции динамической реальности дискурса

 В статье ставится вопрос об операциональных понятиях в аспекте реконструкции динамической реальности дискурса. Возможность решения данного вопроса обосновывается путём выявления интегральной характеристики динамики дискурса на основе  разработки понятия «тенсивности», заложенного в векторной теории семиозиса и семиотике эпистемического дуализма состояний. Раскрывается феноменология тенсивности на уровне коммуникации и на уровне смыслопорождения в дискурсе. 

дискурс; сила знака; порождение дискурса; дискурсивный акт; тенсивность; эпистемический дуализм, трансформация смысла; аттракция; аттракторы
УДК 81.00 Д18 ББК Ш 141.01.2973
Универсально-эволюционный подход к решению проблемы глоттогенеза: две эпохи в языковой эволюции

 Статья посвящена рассмотрению языка с универсально-эволюционной точки зрения. Она позволяет увидеть в нем, с одной стороны, результат универсальной эволюции, а с другой, выделить в языковой эволюции две эпохи – моновербальную и поливербальную.

универсальная эволюция; антропогенез; культурогенез; глоттогенез; эволюция языка; моновербальная эволюция; поливербальная эволюция
УДК 811.1 ББК 81.006
Категория количества и ее выражение в языке (введение в проблематику)

 В статье обобщаются и систематизируются признаки и отношения, лежащие в основе описания категории количества. Автор анализирует отражение количественного аспекта мира в естественном языке. Рассматриваются особенности выражения количественных отношений на различных языковых уровнях, начиная с фонетического, заканчивая синтаксическим.

количество; количественное значение; количественная характеристика; квантификатор; языковой уровень

Личность и медиа: гуманитарное исследование в медиаобразовании

УДК 37.075.8 ББК 74.5
Анализ положительных практик организации медиаобразования на уроке иностранного языка средствами «Google Apps»

В данной статье представлены результаты исследования, целью которого явился анализ положительных практик организации медиаобразования учителями школ, интегрированного в уроки иностранного языка средствами «GoogleApps».

медиаобразование; медиакомпетентность; урок иностранного языка; облачные технологии; Google Apps

Актуальные вопросы профессиональной педагогики

УДК 74.212 ББК 378.1
Демократизация процесса управления дошкольной образовательной организацией: современное состояние и ориентиры развития

В данной статье рассматриваются вопросы демократизации управления дошкольной образовательной организацией Иркутской области в контексте текущего состояния и ближайшего развития

демократизация управления; государственно-общественное управление; дошкольная образовательная организация; ориентиры развития
УДК 378.147 ББК 74.58
Проектирование индивидуальных образовательных маршрутов (ИОМ) студентов в вузе

В статье исследуется понятие «индивидуальный образовательный маршрут» в контексте разных ступеней обучения, соотносятся понятия «индивидуальный образовательный маршрут» и «индивидуальная образовательная траектория», определяются типы индивидуально-образовательных маршрутов студентов по разным основаниям на основе вариативности и многовекторности. Авторы анализируют процесс проектирования ИОМ, выделяют критерии, уровни и этапы проектирования ИОМ, предлагают авторскую технологическую цепочку (алогоритм) проектирования ИОМ студентов в вузе.

индивидуальный образовательный маршрут; индивидуальная образовательная траектория; вариативность, многовекторность; уровни и этапы проектирования ИОМ; технологическая цепочка (алогоритм) проектирования ИОМ; метапредметные результаты образования

Материалы конференций

УДК 81 ББК 81.055.1
Возможность совершенствования интеллектуальных и творческих состязаний студентов

В статье представлен опыт проведения ежегодной научно-практической студенческой конференции на базе Иркутского государственного лингвистического университета. Дан обзор программы конференции и подведены итоги.

студенческая наука; конференция; направления научных исследований; проекты; рекомендации

Теоретические и практические вопросы обучения иностранным языкам

УДК 373 ББК 74.261.7 Англ
Сказочная интерпретация языковых явлений в аспекте формирования грамматической компетенции младших школьников

Настоящая статья призвана раскрыть потенциал сказок для целей формирования грамматической компетенции младших школьников. Описываются требования, предъявляемые к грамматическим сказкам; производится обзор учебно-методических пособий, в основу которых положена сказочная интерпретация грамматических явлений; выделяются и описываются этапы работы с грамматической сказкой. 

грамматическая сказка; сказочная интерпретация грамматических явлений; грамматическая компетенция; обучение младших школьников

Дебют в науке

УДК 81 ББК 81.055.1
Взгляд Пушкина на историю

Эта работа определяет взгляд Александра Сергеевича Пушкина на историю. В частности, она фокусирует внимание автора на то, что он считал источниками исторических изменений в России: влияние исторических личностей, возмущения народных масс, не желающих терпеть унижения, притеснения господствующего класса, внешняя политика государства. Рассматривая произведения Пушкина на историческую тему разных периодов его жизни, мы видим, как меняется мнение автора, как мучительно он ищет ответы на очень важные вопросы, как сомневается в оценке этих событий.

Пушкин; Пугачев; историческая ситуация; Петр Первый; противоречия; столкновение позиций; историческая эпоха; государственный деятель; царизм; народное движение; восстание; политическая система; аристократическое общество; патриотический взгляд; конфликт; судьба человека; документальная проза; реалистический взгляд; общее человеческое начало; многогранная личность; социальные изменения
УДК 37.018.324 ББК 74.200.6
Система мониторинга жизнедеятельности детей-сирот в условиях детского дома (из опыта Областного детского дома г. Ангарска)

В данной статье представлена система мониторинга жизнедеятельности детей-сирот, и опыт ее реализации посредством составления карт индивидуального сопровождения воспитанников. 

мониторинг, жизнедеятельность; детский дом; показатели жизнедеятельности; дети-сироты; карта индивидуального сопровождения
УДК 37.011.33 ББК 74.57
Содержание метапредметных компетенций у студентов среднего профессионального образования

В статье представлено содержание метапредметных компетенций Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (ФГОС СПО)  на основе анализа понятия «метапредметные компетенции», Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО) и ФГОС СПО на примере специальности 050704 «Дошкольное образование» и учебной дисциплины ОП.01 «Педагогика».

метапредметные компетенции; регулятивные компетенции; коммуникативные компетенции; познавательные компетенции; общие компетенции; познавательные компетенции; ФГОС СПО
УДК 373.2 ББК 74.1
Организация деятельности по психолого-педагогической диагностике дошкольников в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования

В статье актуализируется необходимость организации деятельности по психолого-педагогической диагностике дошкольников в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Описываются негативные тенденции современной практики проведения психолого-педагогической диагностики дошкольников. Рассматривается возможность использования диагностической части программ «Сообщество» и «Развитие» для психолого-педагогической поддержки, позитивной социализации и индивидуализации развития детей дошкольного возраста.

психолого-педагогическая диагностика; реализация ФГОС ДО; оценка развития личности детей; программа «Сообщество»; программа «Развитие»

Внимание: опыт

УДК 021 ББК 78.347.8
Электронно-библиотечные системы как средство информационного обеспечения учебного процесса

Предлагаемая статья посвящена понятию электронно-библиотечных систем как средства обеспечения учебного процесса. Рассматривается понятие и классификация электронных ресурсов, описываются основные приемы поиска и сохранения информации в ЭБС «КнигаФонд», «Руконт» и «Лань».

электронный ресурс; электронно-библиотечная система; «КнигаФонд»; «Руконт»; «Лань»
УДК 372.32 ББК 74.1
Организация естественнонаучного наблюдения и экспериментирования по экологическому воспитанию в дошкольной образовательной организации

Статья посвящена проблеме организации естественно-научного наблюдения и экспериментирования по экологическому воспитанию в дошкольной образовательной организации в соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования. Авторы актуализируют необходимость экологического воспитания дошкольников посредством организации опытов в средней группе, представляют перспективный план работы как вариант наполнения вариативной части основной образовательной программы, описывают результаты диагностики уровня экологической воспитанности дошкольников.

экологическое воспитание дошкольников, естественнонаучное наблюдение, экспериментирование, опыты в средней группе, вариативная часть ООП
УДК 372.881.111.1 ББК 81.055.
Поэтический конкурс «Read Between The Lines» среди студентов ФЛиОТ как средство мотивации к изучению английского языка

В настоящей статье рассматриваются проблемы и возможности использования классических и современных поэтических произведений в качестве средства повышения мотивации к изучению английского языка. В качестве анализируемого материала представлены результаты поэтического конкурса «ReadBetweenTheLines», проведенного на факультете лингвистики и образовательных технологий в 2012-2013 гг. при участии студентов 2-5 курсов.

методика обучения иностранным языкам; поэзия; конкурс

Поздравления

Поздравляем Ирину Валерьевну Григорьеву, ответственного секретаря–менеджера нашего журнала
Редколлегия журнала поздравляет Ирину Валерьевну Григорьеву, ответственного секретаря–менеджера нашего журнала

Примите наши искренние поздравления с защитой диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук