2013-№3

Слово к читателям

Estimados lectores y autores de las publicaciones

 Les presentamos la nueva edición de la revista científico-pedagógica “Magister dixit” de la Universidad Estatal Lingüística de Irkutsk. Читать далее..

Поэтическая страничка

Российский учитель
Серкан Ероль (поэт из ФРГ) в Иркутске
28-летний Серкан Ероль из Аугсбурга родом из турецкой семьи гастарбайтеров. Родители поэта даже не имеют законченного школьного образования. Серкан вырос в атмосфере двуязычия. После окончания школы он не находит университет, в котором мог бы получить высшее образование. Юношу привлекает модельный бизнес, но он решает приобрести профессию продавца спортивных товаров. В последний день учебы происходит судьбоносное знакомство с 72-летним актером Каром Дурбаном. В течение трех лет актер обучает будущего поэта декламации и актерскому мастерству. Благодаря этим урокам Серкан почувствовал вкус к языку и нашел себя в мире поэзии.
Серкан путешествует, занимается преподаванием языка (он проходил стажировку на базе ИГЛУ в группе профессора Степаненко В.А.). Стихи пишет на разных языках. Серкан Ероль – участник многих молодежных поэтических конкурсов.

 

Мы предлагаем Вашему вниманию одно из стихотворений Серкана Ероля, написанное в Иркутске в 2012 году, и его перевод.

На перекрестке мнений

УДК 81. -114.2 ББК 80
Zur Qualität der deutschen Hochschulbildung

„Kritik“ und „Ideal“ im Bildungswesen. Bedeutung des klassischen Modells der „Sieben Freien Künste“ und Vergleich mit der heutigen „Multiversität“. „Profession“ versus „Funktion“. Konkurrenz im Bildungswesen (Beispiel Amerika) und die Rolle des Staats. Das „Bologna Modell“  und „Akademische Freiheit“. Qualitätsmerkmal „Spiritualität“.

 

*Печатается в авторской редакции
Academic Freedom - „Artes Liberales“ - Bildungsideal - „Bologna Modell“ - Konkurrenz im Bildungswesen – Kritik - Profession versus Funktion - Qualität einer Schule - Spiritualität - Staat und Bildung - Universitas vs Multiversität
УДК 338.2 ББК 60.80 [65.050]
Феномен «праздный класс» как фактор развития туристической сферы в постиндустриальную эпоху

В статье исследуется феномен современного «праздного класса», выявляются его сущностные характеристики. «Праздный класс»  рассматривается как фактор развития постиндустриальной экономики, в частности,  как фактор развития туристической отрасли.

«праздный класс»; свободное время; индустрия свободного времени
Краски Байкала

Mag. a phil. Барбара Пихлер из г. Зальцбург (Австриия), социальный работник при Caritas für Menschen in Not (Oberösterreich), отдел "Помощь беженцам", хорошо известна нашим студентам-переводчикам благодаря проведённой ей в марте 2013 г. дискуссии под названием "Что такое 'переводчик': мечты и реальность". В предлагаемом эссе читатель найдёт её впечатления о зимнем Байкале. 

 

*Печатается в авторской редакции
Die Farben des Baikal

 Mag.a phil. Barbara Pichler aus Salzburg (Österreich), Sozialarbeiterin der Caritas für Menschen in Not (Oberösterreich), Flüchtlingshilfe, ist bei unseren DolmetschstudentInnen nicht unbekannt. Im März 2013 nahm sie an einer Diskussion unter dem Titel “Dolmetschstandards - Wunsch und Wirklichkeit” teil. Im vorliegenden Essay findet der Leser ihre Eindrücke vom winterlichen Baikal. 

 

*Печатается в авторской редакции

От межконфессиональной толерантности к толерантности социальной

УДК 331.55 ББК: 65.9(2)240
Экономический риск: миграционный аспект

В статье сделана попытка оценить стратегическую политику Таджикистана; определить главные риски государственной миграционной политики последнего десятилетия. Метафора миграции реализуется в ряде наблюдений и выводов автора.

государственная миграционная политика; Таджикистан; миграция; мигранты

Когнитивные основы языковой актуализации

УДК 81-114.2 ББК 81.032
Концептуализация ситуации слухового восприятия с различными профилирующими признаками

Обработка воспринимаемой информации зависит от субъекта слуховой перцепции и выбранной им перспективы восприятия объекта. Механизмы профилирования предполагают выбор содержания, которое должно быть обозначено знаком, и организацию этого содержания путем определения его составляющих как фигуры и фона. 

концептуализация; слуховое восприятие; соотношение фигура – фон; когнитивный механизм профилирования

Языковые контакты

УДК 811.112.2 ББК 81.432.4-71
Берлинский диалект глазами двух писателей

В статье анализируются коммуникативные ситуации употребления берлинского диалекта представителями различных слоев населения, это срез в конкретный исторический период – шестой год после объединения Германии. Интересна точка отсчета, с которой ведется изображение и оценка – это позиция писателя-рассказчика, живущего в Мюнхене («чужой») и автора-писателя, живущего в Мюнхене и Берлине (отчасти уже «свой»).

автор; повествователь; диалектоноситель, языковой регистр; берлинский диалект; гомодиегетическое повествование; коммуникативная ситуация; эмоциональная ситуация; метакоммуникативный комментарий; «свой»; «чужой»; ценностные ориентации
УДК 81 ББК 81.00
Научное наследие академика В.М. Жирмунского. Новые публикации и проекты*

После краткого обзора научного наследия выдающегося филолога В.М. Жирмунского в статье ставится вопрос об изучении его архивов, хранящихся в Институте Русской Литературы (Пушкинском Доме) и в Академии Наук в Санкт-Петербурге. Основное внимание уделяется собраниям диалектологических материалов, записанных ученым и его сотрудниками в 1920-е годы в немецких колониях на территории СССР.


*Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ проекта проведения научных исследований («Германистические архивы в Санкт-Петербурге. Научная обработка архива В.М. Жирмунского в СПФ АРАН»), проект № 13-04-00369.

В.М. Жирмунский; архив; фольклор; диалектология; научное наследие; немецкие колонии
УДК 81 ББК 81.00
Отчеты об экспедициях как уникальный источник информации (на материале фольклорно-диалектологических экспедиций В. М. Жирмунского)*

Статья посвящена фольклорно-диалектологическим экспедициям В.М. Жирмунского в немецкие колонии на территории СССР, организованным им в 1920-е гг. Приводятся новые данные, источником которых являются научные отчеты Жирмунского и его учеников, хранящиеся в Архиве Российской Академии Наук.

 

*Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ проекта проведения научных исследований («Германистические архивы в Санкт-Петербурге. Научная обработка архива В.М. Жирмунского в СПФ АРАН»), проект № 13-04-00369.
фольклор; диалектология; научные экспедиции; немецкие колонии

Языковая номинация: механизмы и процессы

УДК 811.11-112 ББК 81.0
Американский английский: унификация парадигмы? (категория числа)

В статье представлена нестабильность современного состояния языковой системы как результат движения к аналитическому типу через унификацию. Исследование проводится на материале синонимичных моделей выражения грамматической категории числа имени существительного в современном американском варианте английского языка.

языковая система; знак; символ; американский английский; категория числа; имя существительное; унификация языковой парадигмы

Актуальные проблемы языков и культур стран Дальнего Востока

УДК 81 ББК 81-7
Особенности перевода китайских антропонимов на материале китайского кино

В статье исследуются основные трудности перевода китайских антропонимов в кинотексте, предлагаются способы их преодоления.

китайский антропоним; кино; перевод
УДК 321.02 ББК 66.3(0)'8
Современные механизмы передачи власти в КНР

В статье исследуются основные современные механизмы передачи власти КНР, анализ которых является важной проблемой, имеющей высокое научное,  политическое и социальное значение, что во многом обусловливается беспрецедентностью существования подобных институциональных практик в рамках авторитарного государства.

передача власти; политология; неоавторитаризм; преемственность власти
УДК 811.581.11, 83’373.6 ББК 81.2/81.7
Политические фразеологические единицы современного китайского языка как репрезентанты образно-ассоциативного видения функционирования политической системы

Статья посвящена исследованию семантической, этимологической сторон фразеологических единиц современного политического китайского языка, рассмотрение которых несет ценные культурологические знания, а также объяснение ментального видения функционирования государства носителями языка, понимание которого является неотъемлемой частью в процессе построения эффективного межкультурного делового общения с представителями данной культуры. Исходя из ментального видения государственного устройства китайцами предпринимается попытка более узкой семантической категоризации политических фразеологических единиц. 

межкультурная коммуникация; фразеологическая единица; этимологические особенности; семантические особенности; семантическое поле

Этнопсихолингвистика

УДК 81’23 ББК 81.002.3
Сопоставительный анализ образа преподавателя в языковом сознании российских и французских студентов (на материале ассоциативного эксперимента)

Основываясь на результатах ассоциативного эксперимента, автор статьи проводит сопоставительное изучение образа преподавателя университета в языковом сознании российских и французских студентов, вычленяя с помощью контент-анализа компоненты исследуемого образа и описываяособый профессиональный код.

языковое сознание; ассоциативный эксперимент; контент-анализ; преподаватель

Теолингвистика в современном религиозном дискурсе

УДК 81-119 ББК 81.2
Символ и реальность в православном богослужении*
В статье на материале теолингвистического анализа литургического богослужения в православной Церкви рассматривается проблема онтологической взаимосвязи символа и реальности. Дается характеристика литургического символа как многомерного мистико-семиотического образования.
 
 
*Исследование выполнено при поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации (соглашение 8009 «Языковые параметры современной цивилизации»), гранта Президента РФ для государственной поддержки ведущих научных школ РФ, проект № НШ-1140.2012.6 «Образы языка в лингвистике начала XXI века», а также Программы Секции языка и литературы ОИФН РАН «Язык и литература в контексте культурной динамики» (2012–2014) по разделу "Динамика концептуальной парадигмы культуры, слово как языковой элемент формирования культурно-эстетического канона". В работе сохраняется написание цитируемых источников. Курсив принадлежит автору статьи.

 

Homo symbolicus, символический универсум культуры, символ, символический реализм, литургическое богослужение, литургический символ, теолингвистический анализ
УДК 81-119 ББК 81.2
Какого рода Святой Дух?*

Доклад посвящен проблеме взаимоотношения сакрального и профанного, в результате которого происходит смешение таких понятий, как пол, социальный род и грамматический род.

 

* Доклад «Welches Geschlecht hat der Heilige Geist?» был представлен в рамках 48. Лингвистического Коллоквиума «Linguistics Insights: Studies on Languages» в университете г. Алькала-де-Энарес (Испания), 6 сентября 2013 года.

Святой Дух; фреска «Троица» (Уршаллинг, Верхняя Бавария); пол; социальный род и грамматический род

Личность и медиа: гуманитарное исследование в медиаобразовании

УДК 316.77:001.8 ББК 74.580
Анализ элитарных медиатекстов на занятиях в студенческой аудитории (на примере кинематографического наследия Алена Роб-Грийе)*

Изучение медийного, виртуального мира требует от человека знаний и умений анализа медиатекстов различного уровня сложности. В этом смысле кинематографическое наследие выдающегося французского писателя, сценариста и режиссера Алена Роб-Грийе (1922-2008) дает продуктивные возможности для анализа произведений элитарной медиакультуры и вписывается в основной спектр медиаобразовательных задач высшей школы (особенно при обучении будущих культурологов, искусствоведов, социологов, филологов, психологов, педагогов). В статье анализируются основные подходы к анализу медиатекстов  А. Роб-Грийе в контексте медиаобразования.

 

* Написано при поддержке Федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 годы по мероприятию 1.1. (III очередь) – «Проведение научных исследований коллективами научно-образовательных центров» по лоту № 5. 2010-1.1-305-021 «Проведение научных исследований коллективами научно-образовательных центров в области психологических и педагогических наук», ГК 02.740.11.0604 по теме «Анализ эффективности российских научно-образовательных центров в области медиаобразования по сравнению с ведущими зарубежными аналогами» (рук. проекта – доктор педагогических наук, профессор А.В. Федоров).
медиатекст; анализ; медиакультура; медиаобразование; медиакомпетент-ность; вуз; студенты; фильм; кинематограф; Роб-Грийе
УДК 316.77:0018 ББК 74.580
Сравнительный анализ британских и российских научно-образовательных центров в области медиаобразования*

Статья посвящена сравнительному анализу деятельности британских и российских научно-образовательных центров медиаобразования с точки зрения целей, задач, основных направлений деятельности, а также выявления общих тенденций и перспектив дальнейшего развития. 

 

*Статья написана при финансовой  поддержке гранта РГНФ «Стратегии современного британского медиаобразования и его влияние на российскую медиапедагогику», проект № 13-36-01001. Руководитель проекта – И.В. Челышева.

медиаобразование; научно-образовательные центры; медиаобразовательные модели
УДК 37.011 ББК 74.202
Медиаобразование – образование XXI века: к сущности понятия

Данная статья посвящена сущности понятия термина «медиаобразование» на основе анализа существующей научно-педагогической литературы, в ходе чего определено рабочее определение для данной исследовательской работы.

медиаобразование; элементы медиаобразования; медиа; кинообразование; информационное общество
УДК 004:378 ББК 32.973:74.5
Трудности дистанционного обучения и причины становления лёкерами

В статье рассмотрены различные проблемы, влияющие на процесс обучения студентов в дистанционном режиме. Авторы предприняли попытку проанализировать ряд мнений учёных по данной проблеме с тем, чтобы выявить основные причины трудностей работы в сети Интернет и выработать стратегии модераторов дистанционных курсов в определении педагогических условий проведения онлайн обучения.

технофобия; этнические особенности; дистанционное обучение; лёкер; объективные и субъективные факторы
УДК 37.075.8 ББК 74.5
Анализ положительных практик медиаобразования детей дошкольного возраста в современной семье средствами сетевых медиа

В данной статье представлены результаты исследования, целью которого являлся анализ положительных практик организации медиаобразования детей дошкольного возраста в современной семье средствами сетевых медиа. В статье описана опытно-экспериментальная база исследования, задачи, ход, представлены полученные результаты и выводы.

медиаобразование; медиаграмотность; семья; дети дошкольного возраста; сетевые медиа
УДК 37.011 ББК 74.202
Медиаобразовательные технологии в условиях ФГОС–3: к постановке вопроса

Новые требования общества к образованию приводят к необходимости изменения технологий обучения. В современной дидактике представлено множество разнообразных технологий. По мнению автора, присутствует вполне обоснованная необходимость введения медиаобразовательных технологий в процесс обучения студентов технического вуза, и в данной статье автор показывает целесообразность их  внедрения в условиях ФГОС–3.

технологии; педагогическая технология; медиаобразовательная технология; медиаобразование; технический вуз; студент
УДК 378.14.015.62 ББК 74.4
Медиакомпетентность студентов в развитии региона

В статье нами рассматривается регионализация образования с использованием средств массовой коммуникации и информационных технологий, результатом которой становится повышение уровней медиакомпетентности (медиаграмотности) выпускников.

медиакомпетентность; медиаобразование; медиаграмотность
УДК 37.075.8 ББК 74.266
Медиаобразованиe в Восточной Сибири:становление и развитие (вторая половина XX- начало XXI в.в.)

В данном исследовании приводится исторический анализ развития научно-исследовательской деятельности по вопросам медиаобразования в Восточной Сибири во второй половине XX в. — начале XXI века.

медиаобразование; история медиаобразования; проблемы медиаобразования; развитие медиаобразования

Учебная, научная деятельность и общественная жизнь университета

ББК Ч481.4 УДК 378.1
Публикационная активность преподавателей кафедры педагогики ФГБОУ ВПО «Иркутский государственный лингвистический университет» в 2000-2013 г.г.

Рассматриваются результаты публикационной активности преподавателей кафедры педагогики ФГБОУ ВПО «Иркутский государственный лингвистический университет» в период с 2000 по 2013 г.

Представлен указатель научных и учебно-методических трудов  преподавателей и аспирантов кафедры педагогики за период с 2000 г. по 2013 г. Об эффективности исследовательских работ сотрудников кафедры можно в определенной степени судить по показателям публикационной активности и цитируемости в РИНЦ. Говоря о публикационной активности кафедры в указанный историографический отрезок времени, необходимо подчеркнуть, что в большинстве своем высокие результаты являлись итогом совместной работы всех членов кафедры, создавались при участии как опытных, так и молодых преподавателей, аспирантов и это являлось принципиальной установкой, которой коллектив кафедры  следовал. 
наука; кафедра; образование; публикация; публикационная активность; цитируемость

Музейная педагогика

УДК 37.02; 371 ББК 79.1
Роль музеев в образовании и воспитании личности

Образование является одним из основных видов деятельности музея наряду с хранением, изучением и экспонированием музейных предметов.  Образовательная деятельность  большинства музеев в наше время не достаточно структурирована и скоординирована с учебными заведениями; она не всегда соответствует  современным видением музея как единого научного, культурного и образовательного комплекса. В статье даются некоторые рекомендации по совершенствованию музейной воспитательной и образовательной деятельности с элементами предварительного анализа этой деятельности в местных музеях.

музейное образование; воспитание личности; культурно-образовательная деятельность музея; музейный сервис; мастер-класс

Управление образованием

УДК 338.2 ББК 60.0 [65.52]
Система образования как институциональная ловушка: где выход?

В статье анализируется  ситуация в российском высшем профессиональном образовании, предлагаются пути стратегического определения выхода из кризиса посредством переориентации на глобальный рынок труда. 

институциональная ловушка; эффективные модели освоения окружающей среды; вузовская наука; квазиинновационная активность; локальные и глобальные задачи профессионального образования

Теоретические и практические вопросы обучения иностранным языкам

ББК 81.472.1- 91 УДК 881.134.2
La función didáctica de la adivinanza como una de las formas folclóricas en el proceso del estudio de la especificidad nacional de la cultura española

El artículo está dedicado al problema del desarrollo de la competencia comunicativa  de alumnos que estudian el español como lengua extranjera  a través del uso  de algunas formas folklóricas, como adivinanza popular, en la enseñanza, lo que se debe a que la adivinanza no solamente tiene una forma divertida  sino también   lleva información que revela la especificidad nacional cultural del pueblo español, además permite  desarrollar la destreza para  ver y saber analizar las  diferencias y semejanzas esenciales entre las dos culturas: la del alumno y la del pueblo, cuya lengua se estudia.   

intercambio cultural; conocimientos linguoculturológicos; especificidad nacional cultural; competencia comunicativa; folklore
УДК 372.881.1 ББК 74.58
Из опыта обучения китайскому языку с применением аудиовизуальных средств

Статья знакомит с опытом кафедры китаеведения Иркутского государственного лингвистического университета в применении аудиовизуальных средств при обучении китайскому языку. Формирование комплексного подхода к применению аудиовизуальных средств в обучении авторы статьи ставят в качестве одной из основных задач в рамках создания учебно-методических комплексов согласно «веерной», или центробежной модели.

методика преподавания китайского языка; аудиовизуальные средства обучения; веерная, центробежная модель
УДК 378 ББК 74.4
Роль дисциплины «практикум по культуре речевого общения» в формированиии экологической культуры студентов

В статье рассматривается роль иностранного языка как средства приобщения к экологической культуре – неотъемлемой части национальной культуры. Проводится анализ уровня экологической грамотности при подготовке будущего преподавателя иностранного языка, выявляются проблемы экологизации сознания студентов, подчеркивается важность системного непрерывного экологического образования.

экологическая культура; экологическая компетентность; экологизация сознания; окружающая среда
УДК 881.134.2 ББК 81.472.1- 91
Recursos para mejorar la competencia lingüística en alumnos de E/LE: propuestas en base a mi trabajo docente en UELI.

El artículo «Recursos para mejorar la competencia lingüística en alumnos de E/LE: propuestas en base a mi trabajo docente en UELI» está dedicado al problema del desarrollo de la competencia lingüística de los alumnos que estudian el español como lengua extranjera.  La autora considera  que la competencia lingüística es una parte integrante (junto a la competencia discursiva o textual, la sociolingüística, la pragmática o la estratégica) de un concepto más amplio, el de la competencia comunicativa. De ahí que el objetivo principal de la enseñanza  de una lengua extranjera sea el desarrollo de la conciencia lingüística la que se logra también mediante el análisis crítico del discurso publicista.  Basándose en la experiencia de su trabajo docente  en la Universidad  Estatal Lingüística de Irkutsk, la autora llega a la conclusión que uno de los métodos del desarrollo del sentido del idioma y de la competencia comunicativa es el análisis de las causas de así llamados “fallos comunicacionales”, en que se basan chistes, comics y otras obras humorísticas. 

 

*Печатается в авторской редакции
competencia lingüística, discursiva, sociolingüística, pragmática; conciencia lingüística

Литературоведение

УДК 81.00 Д18 ББК Ш 141.01.2973
Неприкаянный человек в первой повести М.Е. Салтыкова-Щедрина

Неприкаянный человек – главный герой русской классической литературы. М.Е. Салтыков-Щедрин был среди тех великих русских писателей, кто обнаружил этого героя вслед за А.С. Грибоедовым, А.С. Пушкиным, М.Ю. Лермонтовым, Н.В. Гоголем и А.И. Герценом. 

М.Е. Салтыков-Щедрин; смысл жизни; неприкаянный; наука; искусство; литература; нравственность; политика
УДК 821(4) - 3 ББК 83.3(4)
«Любовь греет, а лук жжёт нас…»

Статья посвящена лирике итальянского художника и поэта Аньоло Бронзино, показанной через призму европейского искусства. Был выполнен перевод и анализ выдержек из работ поэта.

европейская поэзия; итальянская поэзия; Возрождение; маньеризм; Аньоло Бронзино; Чинквеченто

Лингвокультурология

УДК 81-119 ББК 81.2
Simulacrum «русская красавица» в немецких и австрийских СМИ

Статья посвящена проблеме стереотипных представлений о русских женщинах в современной Германии. Красота и поведение русских красавиц способствует появлению новых и закреплению старых стереотипов, которые накладывают отпечаток на национальную идентичность всех русских женщин. В статье проводится лингвистический анализ источников немецких и австрийских СМИ, которые описывают данный феномен.

русская красавица; национальная идентичность; стереотипы; симулякр

Этнолингвистика

ӘОЖ 811.512.122'373.49
Өлімге қатысты қолданылатын паремиологиялардың этнолингвистикалық сипаты

Бай мұрамыздан орын алатын мақал-мәтелдер кез келген ұлттың, халықтың шежіресі, тарихы болып табылады. Мақал-мәтелдер – халықтың сан ғасырлық көрген-білгенін, бастан кешкен оқиғаларынан қорытқан ақыл-ойының жиынтығы, анықтамасы, табиғатта, өмірде үнемі қайталанып тұратын оқиғалармен, құбылыстармен байланысты туған сөздің тобықтай түйіні. Сонымен бірге оның мазмұнында халықтың әлеуметтік тіршілігі, әдет-ғұрпы, ақыл-ойы, даналығы көрініс табады. Мақал-мәтелдер ой дәлдігімен, тереңдігімен, ықшамдылығымен ерекшеленеді. Мақал-мәтелдер де этнолингвистикалық арнаның ең құнарлы бұлақтарына жатады. Әрбір мақал-мәтелдердің  бойына этнос болмысына, оның рухани заттық (материалдық) мәдениетіне, дүниетанымына, салт-дәстүр, әдет-ғұрып, наным-сеніміне т.б. қатысты бай ақпарат жинақталғанын ескерсек, олардың этнос болмысын танып-білуге қосар үлесі зор. 

өлім-жітім жағдайы; рухани байлық; өлімге байланысты қалыптасқан мақал-мәтелдер; әдет-ғұрып; салт-дәстүр; наным-сенім

Поздравления

Поздравляем О.А. Радченко!!!

Редакция журнала «Magister dixit» поздравляет Радченко Олега Анатольевича