2013-№2

Слово к читателям

亲爱的读者和作者:

这里向您推荐的是伊尔库茨克国立语言大学的期刊《师言》杂志Magister Dixit»)。这份杂志创刊于2011年,它是一份科学性杂志。本杂志的创办宗旨,在于为中学一线教师,大中专及高等教育机构,教育管理机构,科研机构,学者及科学团体提供一个相互交流的平台。在这里大家不仅能进行教育教学理论和实践方面的探讨,还将就现代科学领域最为关切的问题进行相互交流。Читать далее.

 

 

Поэтическая страничка

Стихи. Выпуск 2

Когнитивные основы языковой актуализации

УДК 81.003 ББК 811.111
Утопия: прошлое как аксиологический антипод настоящего

В данной статье рассматривается проблема специфического преломления категории времени (идеализация прошлого и отрицание настоящего) в высказываниях о современном состоянии западного общества по данным периодики и интернет-блогов.

деабсолютизация утопического идеала; аксиологический антипод; утопическое мышление; восприятие времени и пространства; прошлое; настоящее

Когнитивные вопросы лингвистики

УДК 81-114.2 ББК 81.032
Эволюция концепта пиар в русской языковой картине мира

Настоящая статья нацелена на основании анализа словарных статей и данных ассоциативного эксперимента выявить концептуальные признаки лексемы пиар, определить ее семантические изменения в процессе функционирования в современном русском языке.

концепт; пиар; картина мира

Языковая номинация: механизмы и процессы

УДК 801 ББК 81.032
Смыслоформирующая роль синонимических связей в тексте

Статья посвящена одной из актуальных проблем современной лингвистической науки – проблеме синонимии. Важным является выбор и соединение синонимов в тексте, что выполняет в тексте смыслоформирующую роль. 

синонимия; смысл; значение; текст; антпропоцентризм
УДК 81.-114.2 ББК 81.001.6
Synonymische Reihe als Erkenntnisstruktur und Mittel der Speicherung von Wissen um die Welt

 

Im angegebenen Artikel wird auf den Begriff synonymische Reihe eingegangen. Sie wird als kognitive Struktur der Speicherung von Wissen um die Welt betrachtet. Es wird die synonymische Reihe mit dem Kernverb stehlen analysiert.

 

synonymische Reihe; Erkenntnisstruktur; Speicherung
УДК 811.11+81'367 ББК81.2Англ.
Когнитивно-функциональные особенности фразовых существительных типа SLOWDOWN в современном английском языке

Объектом исследования в данной статье являются фразовые существительные типа slowdown. В статье анализируются когнитивные и функциональные особенности данных единиц на материале газетных статей по экономической проблематике. 

 

*Печатается в авторской редакции.

фразовый глагол; фразовое существительное; регистр; когнитивная метафора

Актуальные проблемы языков и культур стран Дальнего Востока

УДК 316(091)(4/9) ББК 60.59
Китайские протосоциологические категории в трактате «Сюнь-цзы»

В статье предпринимается попытка проанализировать функционирование терминологии, относящейся к протосоциологическому знанию в Древнем Китае на материале древнекитайского трактата «Сюнь-цзы».

Сюнь-цзы; протосоциология; протосоциологическая категория; социальная группа; социальная роль; социальная гармония; социальное единство; социальный конфликт; социальная нестабильность

Теолингвистика в современном религиозном дискурсе

УДК 81-119 ББК 81.2
«Истина» и «заблуждения» в православном миросозерцании*

В статье предпринимается попытка рассмотреть особенности осмысления категорий истины и заблуждения в православном миросозерцании с позиции самосознания православия в эпистемологическом и мистико-аскетическом ракурсах.

 

*Исследование выполнено при поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации (соглашение 8009 "Языковые параметры современной цивилизации"), гранта Президента РФ для государственной поддержки ведущих научных школ РФ, проект  № НШ-1140.2012.6 «Образы языка в лингвистике начала XXI века», а также Программы Секции языка и литературы ОИФН РАН «Язык и литература в контексте культурной динамики» (2012–2014) по разделу "Динамика концептуальной парадигмы культуры, слово как языковой элемент формирования культурно-эстетического канона". В работе сохраняется написание цитируемых источников.

православное миросозерцание, религиозное ведение, духовный опыт, истина, догмат, богословское мнение, заблуждение, ересь

Дискурс и текст: векторы исследования

УДК 81’ 42 ББК 81.001.1
On Discourse Space Modeling

 

Discourse space is a complex structure that incorporates different levels and dimensions. The paper focuses on developing a multidisciplinary approach that is congruent to the complex character of the modern discourse. Two models of discourse space are proposed here. The Integrated Model reveals the interaction of different categorical mechanisms in the construction of the discourse space. The Evolutionary Model describes the historical roots of the modern discourse. It also reveals historical factors that have brought about conceptual and structural changes in discourse space organization.

 

component; formatting; styling; modeling; discourse space; cognitive structures; semantic representations; pragmatic interpretations; discourse dialectics; intersubjectivity; attractiveness
УДК 81 ББК 81.432.1
E. Husserl’s phenomenology as a basis for a cognitive research of misunderstanding and manipulating through the ontopsychological prism

 

The discourse of differences can appear in any historical period including contemporary postmodern era where one observes significantly different opinions and lack of a single interpretative vector, which probably leads to the beginning of simulacrum development and clashes. Moreover, the discourse of differences is closely connected to a phenomenological component that is based on the subjective cognition of being.

 

ontopsyhology; discourse of differences; concept; phenomenology; experience; interpretation
УДК 8.81 ББК 81
Моделирование бинарного фрейма «иммигрант» и «иммиграция» в процессе медиатизации социального дискурса

В данной статье рассматриваются аспекты социального дискурса предметной сферы иммиграции в процессе его медиатизации российскими СМИ. Моделируется фрейм предметной сферы иммиграции,  устанавливаются тематические и концептуально-оценочные структуры контента фрейма. 

фрейм; фреймовая структура; медиатизация; социальный дискурс; предметная сфера иммиграции

Личность и медиа: гуманитарное исследование в медиаобразовании

УДК 316.77:001.8 ББК 74.580
«Маленький школьный оркестр»: опыт герменевтического анализа медиатекста на занятиях в студенческой аудитории*

Герменевтический анализ культурного контекста (Hermeneutic Analysis of Cultural Context) – исследование процесса интерпретации медиатекста, культурных, исторических факторов, влияющих на точку зрения агентства/автора медиатекста и на точку зрения аудитории. Герменевтический анализ предполагает постижение медиатекста через сопоставление с культурной традицией и действительностью; проникновение в логику медиатекста; анализ медиатекста через сопоставление художественных образов в историко-культурном контексте. Таким образом, предмет анализа – система медиа и ее функционирование в обществе, взаимодействие с человеком,  язык медиа и его использование. В качестве примера герменевтического анализа медиатекста в студенческой аудитории в статье использован запрещенный советской цензурой фильм Александра Муратова и Николая Рашеева «Маленький школьный оркестр» (1968).

 

*Написано при поддержке Федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 годы по мероприятию 1.1. (III очередь) – «Проведение научных исследований коллективами научно-образовательных центров» по лоту № 5. 2010-1.1-305-021 «Проведение научных исследований коллективами научно-образовательных центров в области психологических и педагогических наук», ГК 02.740.11.0604 по теме «Анализ эффективности российских научно-образовательных центров в области медиаобразования по сравнению с ведущими зарубежными аналогами» (рук. проекта – доктор педагогических наук, профессор А.В. Федоров).

 

герменевтический анализ; медиатекст; фильм; медиаобразование; студенты; вуз; медиакомпетентность
УДК 378.225 ББК 74.204
Медиаобразование в обучении иностранным языкам – веление времени

Статья посвящена исследованию актуальной проблемы, касающейся иноязычного образования в условиях экспоненциального развития цифрового медиапространства. Основными характеристиками такого пространства являются глобализация, информатизация, технологизация, межкультурная коммуникация. Именно множественность взаимодействующих языков и культур, множественность текстов и текстовых форматов, циркулирующих в глобальном информационном пространстве, а также новые формы медиатизированного (онлайн) общения детерминируют формирование у человека нового качества,  медиакомпетентности вторичной языковой личности, характеристики, способствующей функционированию в едином мировом информационном пространстве. Многолетние теоретические и эмпирические исследования автора позволили сделать вывод, что иностранный язык не может оставаться в стороне от решения этой общепедагогической задачи.

Смотреть видео >>>

цифровое медиапространство; медиаобразование; медиакомпетентность; медиатизированное общение; иноязычное общение; межкультурная коммуникация; языковая личность; вторичная языковая личность
УДК 37.075.8 ББК 74.5
Информационный ресурс научно-образовательного центра медиаобразования восточной Сибири в контексте реализации проекта «карта Российской науки»

В данной статье рассматривается актуальность создания информационного ресурса научно-образовательного центра медиаобразования Восточной  Сибири в контексте реализации федерального проекта «Карта российской науки». Представлены планируемые качественные изменения в работе информационного ресурса научно-образовательного центра Восточной Сибири. 

медиаобразование; мультимедийный ресурс; информационный ресурс; научно-образовательный центр; Восточная Сибирь; карта Российской науки; научно-исследовательская деятельность
УДК 008 ББК 71.05 К 43
Эволюция медиакультуры как знаковой системы и её роль в социализации личности

В статье исследуются теоретические основы медиакультуры как знаковой системы в контексте её исторической эволюции. Язык медиа как совокупность знаковых систем (текстов) прошёл свой путь эволюции от «предметного письма» к письменности, от тиражирования текстов (книгопечатания) к электронной медиакультуре – визуальной, аудиальной, аудиовизуальной. Современная медиакультура, репродуцирующая реальность с помощью экрана, связана с эстетикой кадра. Именно в экранной культуре происходит процесс интеграции, синтеза всех предшествующих знаковых систем, обусловленный тем, что новые медиа являются итогом технического прогресса.

медиа; медиакультура; медиапедагогика; экранная культура; медиатекст; семиотика; знак; код; слово; кадр; язык медиа

Актуальные вопросы профессиональной педагогики

УДК 378 ББК 74.5
Деятельность - Продукт: алгоритм реализации системно-деятельностного подхода в подготовке преподавателя иностранного языка

В статье анализируется роль внеаудиторных мероприятий в обучении иностранным языкам и культурам, в подготовке будущего преподавателя иностранного языка. Разноформатные мероприятия позволяют вовлечь обучающихся в деятельность, направленную на создание продукта, а предлагаемые нестандартные задания требуют от них использования навыков и умений из разных областей знания.

внеаудиторное мероприятие; системно-деятельностный подход; продукт деятельности; мыследеятельность; нестандартные задания
УДК 37.012 ББК 74.04
Этапы и содержание мониторинга формирования креативной компетентности будущего педагога в научном сотворчестве

В данной статье автор описывает этапы и содержание мониторинга формирования креативной компетентности будущего педагога в научном сотворчестве, куда включены диагностика, оценка и прогнозирование состояния педагогического процесса. Автор дает определение термина «креативная компетентность будущего педагога» и приводит диагностический инструментарий по каждой составляющей формируемой компетентности.

креативная компетентность будущего педагога; научное сотворчество; мониторинг; диагностика; оценка; прогнозирование

Детский сад: теория и практика

УДК 373 ББК 74.10+68.9
Проектирование модели обучения дошкольников в области безопасности

Педагогическое проектирование – это деятельность, способная обеспечить адекватное современным условиям  развитие системы  образования. Алгоритм проектирования образования в области  безопасной жизнедеятельности детей дошкольного возраста  включает  формирование целей образования в области безопасности жизнедеятельности; моделирование,  конструирование образования в области безопасности жизнедеятельности дошкольников, определение технологии формирования культуры безопасности жизнедеятельности детей.

педагогическое проектирование; моделирование образования; цели образования в области безопасности жизнедеятельности; технологии формирования культуры безопасности жизнедеятельности

Теоретические и практические вопросы обучения иностранным языкам

ББК 74.58 УДК 378.637
Семиологические параметры лексического уровня языка как инструментарий обучения иноязычному общению в условиях реализации разноуровневого образования

Данная статья посвящена сравнительному анализу семиотических параметров лексической системы английского и французского языков. Автор полагает, что анализируемые синтагматические и ассоциативные отношения между элементами языковой системы являются одним из условий развития технологий обучения двум  иностранным языками в одной группе учащихся в рамках системы разноуровневого образования.

синтагматика; парадигматика; семиология; семиотика; лексическая система языка; ассоциативные отношения языковых средств
УДК 372.881.1 ББК 83
Прямое и косвенное использование корпусов в зарубежной лингводидактике
В статье представлены результаты обзора и анализа существующих в зарубежной лингвистике типов и способов применения корпусов в обучении иностранным языкам. Исследуется прямое и косвенное применение корпусов с точки зрения понятийно-терминологического обеспечения и отбора эффективных методов организации профильно-ориентированного обучения иностранным языкам. 
лингводидактика; корпус; корпусная лингвистика; языки для специальных целей; прямые и косвенные применения корпусов

Литературоведение

УДК 821.162 ББК 83.3(4Бол)
Изпитанията на нормалността в българската проза от Освобождението до 80-те години на ХХ век

В статията се разглеждат в съпоставителен план проявите, функционирането и значението на безумието в българската проза за период от едно столетие – от 1878 г., Освобождението на България от турско робство, до края на 80-те години на ХХ век.  

българска литература; художествена проза; безумие; диахронно-исторически подход; опозицията нормалност – безумие
УДК 821.16 ББК 83.3(3)
Маргиналът – културен и художествен субект (наблюдения върху примери от българската литература от втората половина на ХХ век)

Представеният текст си поставя за задача да проследи разноликото присъствие на маргинала като фигура на обществения и художествен дискурс в съвременната българска литература, чрез поредица от лапидарно представени, но репрезентативни за присъствието му творчески поведения и художествени образи. Критическата оптика се фокусира върху методите, причините и начините, пораждащи феномена на самомаргинализация, върху социокултурния контекст, провокиращ появата на маргинала като биографичен субект и като персонажна типология. Вниманието ни е съсредоточено върху литературната битност и културното присъствие на поетите от втората половина на ХХ век Константин Павлов, Петя Дубарова и Борис Христов и върху маргинализирания художествен субект в произведения на Димитър Талев, Емилиян Станев, Павел Вежинов и др.

кризисна идентичност; периферно съществуване; тоталитарен дискурс; социално изключване

Этнопсихолингвистические исследования языкового сознания

УДК 811.112.2 ББК 81.432.4-71
Деятельностная парадигма в исследовании языкового сознания

В статье ставится проблема построения адекватных методологических схем при изучении языкового сознания. Деятельностный подход позволяет изучать и описывать языковое сознание через его образы, способы реализации речевой деятельности, речевое высказывание/текст как продукт речевой деятельности, речемыслительный процесс.  

языковое сознание; деятельностный подход; образ; объяснительный принцип; речемыслительный процесс; продукт речевой деятельности
УДК 81'23 ББК 81.0
Психолингвистическое описание конгруэнтности семантического поля родители в языковом сознании русских и китайцев

В статье исследуется национально-культурная специфика языкового сознания русских и китайцев на материале семантического поля родители. Вводится понятие конгруэнтности семантического поля. Кроме того, опираясь на анализ данных, полученных в ходе свободного ассоциативного эксперимента, выявляется степень конгруэнтности.

языковое сознание; национально-культурная специфика; семантическое поле; конгруэнтность; ассоциативный эксперимент
УДК 81’23 ББК 81.002.3
Национально-культурная специфика языкового сознания студентов России и Франции (на примере образа преподавателя)

В статье в сопоставительном плане рассматриваются полученные в ходе свободного ассоциативного эксперимента реакции российских и французских студентов, отражающих образ преподавателя университета. Автор статьи с помощью контент-анализа выделяет компоненты исследуемого образа и вводит понятие профессионального кода.

языковое сознание; образ языкового сознания; этнокультурный слой; свободный ассоциативный эксперимент; контент-анализ; ассоциативное поле; преподаватель

Лингвокультурология

УДК 881`23:39 ББК М 31
Лингвокультурная специфика эвфемизмизации и метафоризации понятийного аппарата деловой коммуникации

В статье рассматривается национально-культурная специфика использования эвфемизмов и метафор в понятийном аппарате деловой англоязычной коммуникации. Представлены ассоциативные и этнопсихолингвистические предпосылки переосмысления наиболее распространенных выражений, связанных с банкротством, увольнением, сокращением.

 

* Печатается в авторской редакции

лингвокультура; концепт; концептосфера; лингвокультурный концепт; эвфемизм; метафора; деловой английский

История лингвистических исследований

УДК 81.00 Д18 ББК Ш 141.01.2973
Неприкаянный человек в русской классической литературе

Неприкаянный человек – главный герой русской литературы. В галерею неприкаянных входят  Александр Чацкий у А.С. Грибоедова, Евгений Онегин у А.С. Пушкина, Григорий Печорин у М.Ю. Лермонтова, Андрей Тентетников у Н.В. Гоголя, Владимир Бельтов у А.И. Герцена, Андрей Нагибин у М.Е. Салтыкова-Щедрина, Дмитрий Рудин у И.С. Тургенева, Илья Обломов у И.А. Гончарова,  Егор Молотов у Н.Г. Помяловского, «Человек из подполья» у Ф.М. Достоевского, Иван Войницкий у А.П. Чехова, Клим Самгин у А.М. Горького, Андрей Старцов у К.А. Федина, Григорий Мелехов у М.А. Шолохова, Виктор Зилов у А.В. Вампилова, Лёва Одоевцев у А.Г. Битова и др.

литература, смысл жизни, неприкаянность, А.С. Грибоедов; А.С. Пушкин; М.Ю. Лермонтов; А.И. Герцен; Н.В. Гоголь; М.Е. Салтыков-Щедрин; И.С. Тургенев; И.А. Гончаров; Н.Г. Помяловский; Ф.М. Достоевский; Л.Н. Толстой; А.М. Горький
ӘОЖ 811.512.122’36
Қазақ жазуының латын графикасына көшудің функционалдық жақтары

Мақалада қазақ жазуының латын графикасына көшуінің негізгі мәселелері қарастырылады.

қазақ жазуы; латын графикасы; жазбаның өзгеруіндегі негізгі мәселелер

Дебют в науке

УДК 37.011 ББК 74.00
Научные подходы к интерпретации понятия «метапредметность в образовании»

В статье представлены некоторые аспекты интерпретации понятия «метапредметность в образовании». Дана характеристика «метапредметности» в контексте достижения нового качества образовательных результатов. Проанализированы такие взаимосвязанные понятия, как метапредметное содержание образования, метапредметная деятельность, метапредметные результаты образовательной деятельности.

метапредметность; принцип «метапредметности»; метапредметное содержание образования; метапредметная деятельность; метапредметные результаты образовательной деятельности; метапредмет
УДК 37.011 ББК 74.00
«Метаумение» как категория педагогического тезауруса (опыт определения)

В данной статье исследуется сущность категории «метаумения» через ряд понятий и терминов, имеющих аналогичную приставку «мета». Цель исследования – на основании рассмотренных трактовок выявить оптимально соответствующее определение категории «метаумения» и ее роль в современном образовательном пространстве.

 
метаумения; Международная программа PISA; метапредметный подход; метапредмет; интеграция; метапредметное содержание; метапредметные результаты
УДК 37.018.324 ББК 74.200.6
К вопросу определения показателей жизнедеятельности воспитанников детского дома

В данной статье на основе анализа сущности категории «жизнедеятельность» представлены показатели жизнедеятельности воспитанников детского дома для использования их в мониторинге образовательного процесса. 

жизнедеятельность; детский дом; показатели жизнедеятельности; дети-сироты

Поздравления

Поздравление В.Б. Меркурьевой
Поздравление Т.Е. Литвиненко