2013-№1

Слово к читателям

CHERS LECTEURS ! CHERS AUTEURS !

 Nous vous présentons un nouveau numéro de la revue pédagogique «Magister Dixit» éditée par l’Université linguistique d’Etat d’Irkoutsk. Cette revue multidisciplinaire a vu le jour en 2011. Nous espérons que notre édition deviendrait un lieu de rencontre des enseignants aussi bien du secondaire que du supérieur, qu’elle servirait de plate-forme virtuelle pour échanger d’opinions sur les problèmes pédagogiques les plus actuels, tout en permettant de s’exprimer sur leurs aspects théoriques et pratiques discutables et souvent ambigus. Lire la suite...

Поэтическая страничка

Российские ученые (Гимн)
Студенты России (Гимн)
Стихи. Выпуск 1

Философия образования

ББК С 60,54 УДК 396,1
Гендерные стереотипы в социокультурной реальности

В данной статье рассматривается специфика гендерных проблем, отмечаются уникальные особенности женского восприятия мира в противоречии с активной мужской доминантой. Автор обращает внимание на необходимость разрешения гендерных противоречий с целью исключения деструктивных процессов в социокультурном пространстве.

гендер; маскулинность; феминность; социокультурная реальность

Когнитивные основы языковой актуализации

УДК 81 ББК 81.00
Ирония и парадокс как стилистические средства выражения морали в произведениях англоязычных авторов

В данной статье рассматривается актуальная проблема выражения морали в языке, автором предпринята попытка описать некоторые стилистические средства языка морали.

мораль; добродетель; порок; добро; зло; долг; оценка; норма; долженствование; оценочный; метафора; парадокс; ценностный; норма-тивный; нравственные принципы; ирония

Языковые контакты

УДК 811.112.2 ББК 81.432.4-314
Bezeichnungsmöglichkeiten des Begriffes “HEIMAT” von Russlanddeutschen

В статье анализируются примеры первичной и вторичной номинации понятия Heimat российскими немцами (писателями, учеными, журналистами, школьниками) в советский и постсоветский период на материале различных дискурсов. Данный анализ  позволил объединить эти обозначения в несколько групп.

понятие «Heimat»; узкое и широкое понятия слова; первичная номинация и вторичная номинация
УДК 81 ББК 81.00
Употребление русских имен собственных в смешанных немецко-русских колонистских песнях (по материалам коллекции немецких народных песен В.М. Жирмунского)*

Статья посвящена употреблению русских имен собственных в смешанных немецко-русских песнях, записанных в немецких колониях России в первой трети ХХ-го века известным лингвистом, литературоведом, фольклористом, диалектологом, историком языка В.М. Жирмунским.

 

*Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ проекта проведения научных исследований («Германистические архивы в Санкт-Петербурге. Научная обработка архива В.М. Жирмунского в СПФ АРАН»), проект № 13-04-00369.

В.М. Жирмунский; немецкая народная песня; имена собственные; архив Академии наук
УДК 811.112.2 ББК 81.432.4-71
Конгломерат лингвистических и экстралингвистических факторов как основа экспликации немецкого юмора

В статье ставится проблема адекватной интерпретации комических текстов, в частности анекдотов. На примере анекдотов с включением саксонского диалекта  показаны основные трудности восприятия реципиентом иноязычного  юмора. 

национальный юмор; лингвокультура; лингвистические и экстралингвистические факторы; диалект; этностереотип; коммуникация; анекдот
УДК 811.112.2`282.4=161.1`04 ББК Ш 143.24-5
Die Spracheinstellungen der Deutschen Sibiriens: die Resultate der Feldforschungen im Gebiet Tomsk

Der vorliegende Artikel fasst die Erfahrungen der im Gebiet Tomsk durchgeführten Feldforschung der Mundarten von Russlanddeutschen zusammen und verfolgt das Ziel aufzuzeigen, was die Informanten, die die deutsche Mundart als Muttersprache erworben und Russisch als Zweitsprache erlernt haben, zu diesen und anderen Sprachen, die sie beherrschen oder mit denen sie im Laufe ihres Lebens im Kontakt kamen, meinen, welchen Wert sie ihnen zumessen, welche Gefühle sie ihnen gegenüber haben. Die Analyse der Sprachdaten erfolgt mithilfe qualitativer und quantitativer Methoden. 

 

The research is carried out with the financial support of the Presidential Grant for young scientists (MK-4113.2012.6) 

die Mundarten der Russlanddeutschen; die Feldforschung der minoritären Sprachen; Spracheinstellungen; metasprachliches Bewusstsein

Когнитивные вопросы лингвистики

УДК 81-114.2 ББК 81.032
Концептуализация имени цвета BLEU во французской картине мира

В данной статье рассматривается проблема концептуализации синего цвета во французском языке. Цель исследования – на основании анализа словарных дефиниций и полученных данных ассоциативного эксперимента определить основные и концептуальные признаки концепта BLEU.

цвет; синий цвет; концепт; символика цвета

Языковая номинация: механизмы и процессы

ӘОЖ 811.512.122:81’373:81’36
Етіс категориясының функциональдық бағыты

Мақалада мәтін көлеміндегі қазақ тілінің етіс категориясының функциональдық ерекшеліктері қарастырылған.

 
функциональдық грамматика; етіс категориясы; өріс теориясы

Теолингвистика в современном религиозном дискурсе

УДК 81-119 ББК 81.2
"Памяти животворящий свет…" (к герменевтике литургического воспоминания)

В статье анализируются опыты герменевтической интерпретации феноменов «памяти» и «воспоминания» в литургическом богослужении и рассматривается вопрос о соотношении смысла литургического воспоминания со значением слов «воспоминание» и «память», используемых в повседневном общении. 

литургическое богослужение, символический реализм, время, вечность, воспоминание, память Божия и память человеческая

Дискурс и текст: векторы исследования

УДК 81'42 ББК 81.2
Концентрическая адресация политического дискурса в сети интернет (на примере комментариев видеоролика «Танцующий Медведев» на российских и немецких сайтах)

В статье на примере русских и немецких комментариев к видеоролику «Танцующий Медведев» вводится новый термин – «концентрическая адресация». Этот тип адресации своеобразно структурирует политический медиадискурс, в частности его пространственно-временную составляющую, втягивая тем самым в свою орбиту адресатов другой культуры.

 

 

* Статья написана на основе выступления на конференции «Адресация дискурса», проходившей 15-17 июня 2011 г. в Институте языкознания РАН, Москва (Организатор: проблемная группа «Логический анализ языка», под рук. член-корреспондента РАН Арутюновой Н.Д.), Секция 3: Адресация в публичном дискурсе (председатель – В.А. Степаненко).

 

медиадискурс; концентрическая адресация; альфа-адресант; немецкие и русские блогеры; флешмоб
УДК 81.25 ББК 81.00
Особенности авторского стиля Оскара Уайльда (на материале сказок О. Уайльда)

Статья посвящена проблеме языковых выразительных средств, используемых в сказках Оскара Уайльда. Большое внимание уделяется стилистическому анализу вышеобозначенных средств и их роли в реализации авторского концепта. Тщательно исследуется индивидуальная  манера повествования писателя. Предпринимается попытка реконструкции авторского замысла.

средства языковой экспрессии; авторский концепт; стилистические приёмы; тропы; принципы выдвижения; лингвокультурологическое исследование; переносное значение
УДК 8.81 ББК 81
Параметры медиатизации контента социального дискурса предметной сферы иммиграции (на материале текстов российских СМИ)

В данной статье рассматриваются аспекты контента социального дискурса в процессе медиатизации российскими СМИ предметной сферы иммиграции. Цель исследования: на основании полученных данных определить параметры эффективного медиаобразования социального дискурса в данной сфере.

аксиология; медиатизация; социально-значимые ценности; социально-ориентированный дискурс; социальный стереотип

Личность и медиа: гуманитарное исследование в медиаобразовании

УДК 37 ББК 6/8
Influence of media on behavior

How far do Media (Television, Video Games, Publications) influence the behavior of young people? The increasing occurrence of violent behavior (e.g. amuck shootings) suggest a negative influence  upon the minds and behavior of youth. Psychologists point to the effects of propaganda, the fallacy of „behaviorism“ and the facts of experience with addiction (e.g. pornography) and physical effects on the brain. 

propaganda; Behaviorism; pornography; brain; moral values
УДК 8/077. 3/: 371. 97 ББК 74.03
Программа учебного курса «французский и медиаобразование»

В статье рассматриваются особенности авторского курса «Французский  и медиаобразование» для учащихся подросткового возраста. Раскрыта технология и принципы построения учебного курса, особенности программы курса. Выделены основные содержательные линии и ценностные ориентиры курса.

медиаобразование; обучение иностранному языку; медиакомпетентность; вторичная языковая личность; медиатизированное общение
УДК 37.011 ББК 74.202
Анализ теоретических подходов к трактовке сущности понятия «медиаобразование»

Данная статья посвящена сущности понятия термина «медиаобразование» на основе анализа существующей научно-педагогической литературы, в ходе чего определено рабочее определение для данной исследовательской работы. Определив спектр рассеивания целей медиаобразования, определена ведущая его цель – формирование значимого качества личности будущего инженера – это медиакомпетентность. 

медиаобразование, элементы медиаобразования, медиакомпетентность, фундаментальное образование, инженер, технический вуз, студент

Актуальные вопросы профессиональной педагогики

УДК 378 ББК 74.5
Подготовка специалистов в области государственных и муниципальных заказов в процессе формирования федеральной контрактной системы

Подготовка компетентных специалистов в области государственных и муниципальных заказов – одна из важнейших задач формирования Федеральной контрактной системы. Примером решения этой задачи может быть организация обучения в магистратуре по направлению «Менеджмент», программа «Управление государственными и муниципальными заказами» в Московском городском университете управления Правительства Москвы. Основная цель данной магистерской  программы – сформировать у обучающихся профессиональные и общекультурные компетенции в области управления государственными и муниципальными заказами в контексте актуальной социально-экономической ситуации;   привить навыки  ведения  научно-исследовательской работы с целью  изменения научной  и методической базы государственных закупок. Миссия программы – подготовка высококвалифицированных мобильных кадров управленческого звена для государственной гражданской службы в области государственных и муниципальных заказов.

компетентные специалисты; государственные и муниципальные заказы; фе-деральная контрактная система; магистерская программа
УДК 37.0 ББК 74.00
Общепрофессиональные особенности студентов первого курса специальности «конфликтология»

В статье анализируются общепрофессиональные особенности студентов, выбравших специальность «Конфликтология». Содержание статьи показывает специфику организации психолого-педагогической работы со студентами на первом этапе вхождения в профессию. Представлен богатый диагностический и методический инструментарий для понимания особенностей студентов первого курса.

адаптация студентов первого курса; специальность «Конфликтология»; профориентационная работа
ББК 74.58 УДК 378.637
Теоретико-практические основы формирования индивидуальной образовательной траектории студента в разноуровневом вариативном образовании

Данная статья посвящена технологии проектирования индивидуальной образовательной траектории студентов на материале практического занятия по лингвистике текста. Автор в сжатой форме рассматривает теоретические и практические аспекты индивидуальной образовательной деятельности учащихся ВУЗов и показывает опытнo-экспериментальную работу по реализации технологии проектирования индивидуальных образовательных траекторий студентов по соответствующей тематике.

индивидуальная образовательная траектория; разноуровневое вариативное образование; теоретические и практические основы

Педагогическая психология

УДК 37 ББК 6/8
Wie kann man Kinder immun machen gegen Drogen, Gewalt und Verführung?

Nach dem 2. Weltkrieg (1945) rief der englische Historiker, Arnold Toynbee (1869-1975) die Eltern und Lehrer Europas auf: „Macht die Menschen immun gegen Propaganda!“ Er sah dies als die einzige Möglichkeit, und höchste Notwendigkeit, in Zukunft Diktaturen und totalitäre Systeme zu verhindern.

Heute fragen wir uns, warum dies nicht geschah und wir immer noch und immer wieder sehen, wie Jugendliche und Erwachsene durch „Propaganda“ verführt, missbraucht und verwirrt werden. 

Детский сад: теория и практика

УДК 372.3/4 ББК 74.1
Организация взаимодействия педагогов ДОУ, воспитанников и их родителей с помощью авторской информационной системы «раннее развитие детей»

В данной статье рассматривается проблема использования информационно-коммуникативных технологий в учебно-воспитательном процессе в дошкольном образовательном учреждении. Представленная в работе авторская Информационная система «Раннее развитие детей» служит для решения новых дидактических задач, наполняет новым содержанием воспитательно-образовательный процесс. В качестве методических рекомендаций были использованы методики раннего развития. Информационная система рекомендуется  педагогам и родителям, заинтересованным в раннем развитии детей; помогает всесторонне развивать ребенка.  Цель исследования - обосновать внедрение авторской Информационной системы «Раннее развитие детей» для организации взаимодействия педагогов, воспитанников и их родителей в различных дошкольных образовательных учреждениях.

развивающие занятия; мультимедиа технологии; ИКТ-компетентность; раннее развитие детей; информационная система; дошкольное образовательное учреждение

Теоретические и практические вопросы обучения иностранным языкам

УДК37.026.9 ББК74.00
Развитие навыков образного мышления на уроках английского языка через речевые ситуации

Статья посвящена вопросам создания речевых ситуаций на уроках английского языка. Один из наиболее эффективных методов вовлечения учеников в активную речевую деятельность – реализация их способности к воображению, к образному мышлению. Важным условием также является фактор заинтересованности учащихся в тематике речевых ситуаций. 

образ; мышление; речевая ситуация; творческие задания; мотивация; диалогическая речь; активная речевая деятельность; коммуникативные задания
УДК 372.881.111.1 ББК 74.58
Проблемы обучения студентов азиатско-тихоокеанского региона английскому языку как второму иностранному в россии

В статье приводится краткий анализ проблем, с которыми сталкивается преподаватель английского языка, работающий со студентами азиатско-тихоокеанского региона,  на примере обучения на международном факультете Иркутского государственного лингвистического университета.

иностранные учащиеся; азиатско-тихоокеанский регион; методика преподавания; технологии в обучении; языковая интерференция
УДК 372.881.1 ББК 74.58
Еще раз о методологии подхода к составлению новых учебно-методических комплексов по обучению китайскому языку

Статья предлагает к рассмотрению принципиально новую модель организации учебно-методических комплексов по китайскому языку, характеризуемую как «веерную», или центробежную. Внедрение данной модели в потенциале позволяет решить проблему отсутствия на современном этапе комплексного подхода к обучению китайскому языку в условиях современной образовательной среды и с учетом современных требований к компетенциям профессионала-китаеведа. 

модель; методика преподавания китайского языка; веерная, центробежная модель

Литературоведение

УДК 821.0 ББК 83.3
Қазіргі драматургиядағы сюжет және характер

Мақалада қазіргі драматургиядағы сюжет пен характер мәселелері қарастырылады. Сондай-ақ ғалымдардың пікірлері басшылыққа алынып жазушылардың шығармалары салыстырылады.

драматургия; сюжет; характер

Лингвокультурология

УДК 81.572 ББК 81.01.
Уақыт пен кеңістіктің қазақ мәдени-лексикадағы философиялық танымы

В данной статье рассматриваются особенности репрезентации времени и  пространства  в казахской  культурной и языковой картинах мира. Обсуждаются научные понятия времени и пространства, раскрывается символическое значение мифологической модели мироздания «байтерек», эксплицируются естественно-научные основы категоризации времени  и пространства.

когнитивная лингвистика; картина мира; концепт; лингвокультурология, лексикология
УДК 81-119 ББК 81.2.
Русская красавица в изобразительном искусстве

В данной статье рассматривается феномен красоты как вечной ценности человечества, которая наглядным образом проявляется в изобразительном  искусстве. В статье анализируются картины русских художников, на которых изображены русские красавицы.

красота; вечные ценности; искусство; русская красавица; национальная идентичность

История лингвистических исследований

УДК 81.00 Д18 ББК Ш 141.01.2973
Лингвокультурологические воззрения М.В. Ломоносова

Обращая внимание на связь языка с другими продуктами культуры – наукой, искусством, нравственностью и политикой – М.В. Ломоносов излагает свои лингвокультурологические воззрения. Мы находим у него начало, по крайней мере, четырёх лингвокультурологических дисциплин – лингвистического науковедения, лингвостилистики, лингвоэтики и лингвистической политологии.

М.В. Ломоносов; внешняя лингвистика; лингвокультурология; лингвистическое науковедение; лингвостилистика; лингвоэтика; лин-гвистическая политология

Дебют в науке

УДК 74.2 ББК 37.05
Инновационность как принцип развития отечественных авторских школ

В статье рассматривается роль педагогической инновации как ведущего принципа развития авторских школ. В частности, таких авторских школ России, как школы В.С.  Библера, Н.П.  Гузика, Е.М. Ерёминой, Д.А. Лебедева, С.А. Марьясина, В.Н. Тубельского.

инновационность; авторская школа
УДК 378.1 ББК 74.58
К вопросу о гармонизации педагогического дискурса

В статье представлены некоторые аспекты гармонизации педагогического дискурса. На основе анализа научных исследований представлена этимология понятий «педагогический дискурс», «гармонизация педагогического дискурса»; выделены дискурсные лакуны, описаны причины, предпосылки и маркеры дискурсной дисгармонии, представлены средства гармонизации педагогического дискурса.

педагогический дискурс; гармонизация педагогического дискурса; дискурсные лакуны; маркеры дискурсной дисгармонии; средства гармонизации педагогического дискурса; манипулирование в педагогическом дискурсе

Внимание: опыт

УДК 373.1.013 ББК 13.00.01
Из опыта работы сельской школы

В данной статье говорится о опыте работы сельской школы по формированию социальной компетентности через вовлечение старшеклассников в производственный труд в школьном подсобном хозяйстве, делается акцент на  трудовом воспитании учащихся, объясняется специфика жизни сельского населения, непреходящей ценностью которого остается труд на земле. Следуя традициям А. С. Макаренко, в Кулишской школе была внедрена целостная система трудового воспитания, благодаря которой удалось включить в процесс созидательной деятельности сельскохозяйственного производства.

трудовое воспитание; социальная компетентность; сельская школа; старшеклассник; производственная деятельность; наследие Макаренко; подсобное хозяйство; трудоустройство; птицеводство
УДК 376 ББК 74.3
Социокультурная реабилитации детей с ограниченными возможностями (из опыта работы ОГБУСО «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями» г. Иркутска)

В статье представлен опыт социокультурной реабилитации детей с ограниченными возможностями на примере работы педагогического коллектива ОГБУСО «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями». Рассматривается сущностная характеристика понятия «социокультурная реабилитация». Описаны занятия в Зоогалерее, организация театрализованной и музыкальной деятельности, изотерапия и процесс привития навыков ручного труда как составляющие комплексной реабилитации детей с ограниченными возможностями.

 
социокультурная реабилитация; дети с ограниченными возможностями; комплексная реабилитация детей с ограниченными возможностями; занятия в Зоогалерее; театрализованная и музыкальная деятельность; изотерапия; ручной труд