2012-№4

Слово к читателям

Liebe Leserinnen und liebe Leser!

 Ich bitte um Ihre Aufmerksamkeit für die vierte Ausgabe der wissenschaftlichen Zeitschrift „Magister Dixit“ der Irkutsker Linguistischen Universität. Weiter lesen...

На перекрестке мнений

УДК 001.53 ББК 74.04
Als Gastdozent in der Russischen Föderation und Kasachstan

Nachfolgender Vortrag wurde am 25. Mai 2011, dem DIES ACADEMICUS (День Университета) der Universität Bonn, erstmalig öffentlich gehalten. Er gibt – zweifellos subjektiv – meine Eindrücke aus einer ganzen Reihe von Gastprofessuren in Russland und Kasachstan wieder. Die Besonderheiten des Alltags in beiden Ländern werden soweit wie möglich berücksichtigt. Wie zu erwarten, weichen die Bildungssysteme in beiden Gastländern deutlich von denen in der Bundesrepublik Deutschland ab, auch wenn dort der sog. Bolognaprozess ebenfalls begonnen hat. Meine Kenntnis des Russischen hat sich nicht nur in Russland selbst, sondern auch in Kasachstan als nützlich erwiesen.

Interkulturelle Kommunikation; Austausch von Dozenten

Когнитивные основы языковой актуализации

УДК 81’1 ББК 81.0
Классическое и прототипическое в исследовании речеповеденческой ситуации

В статье затрагивается проблема изучения речеповеденческой ситуации посредством классического и прототипического подходов. Исследование проводится на примере феноменов уверенности и неуверенности как ядерных семантических образований, составляющих константу некатегоричность/категоричность.

константа; семантическая доля; инвариант; прототип; уверенность/неуверенность; речеповеденческая ситуация
УДК 81.00 ББК 81.001.3
Структура прототипической ситуации эмоционально-ментального состояния сожаления

В статье представлена структура прототипической ситуации эмоционально-ментального состояния сожаления, которая состоит из трех компонентов: субъекта состояния, самого состояния, его объекта. Данные компоненты имеют определенные особенности в языковом выражении.

антропоцентрический подход; эмоционально-ментальное состояние; прототипическая ситуация; модель; сожаление

Семиотика

ББК 81.001.4 УДК 81’1
Семиотические модели значения зооглаголов (на примере глагола быковать)

Моделирование знаков-зооглаголов основано на чередовании преобладания свойств иконичности или символичности знака. Различают 3 модели зооглаголов: а) с преобладанием свойств иконичности («быковать» в значении «упрямиться»); б) с преобладанием свойств символичности («быковать» в значении «жить в год быка»); в) модели с представленными в равной степени свойствами иконичности и символичности  («быковать» в значении «задираться»).

семиотический; семантический; моделирование; анималистический глагол; знак; икона; символ; когнитивный; преобладание; наивная картина мира; значение

Языковая номинация: механизмы и процессы

УДК 811.11 ББК 81.2
Новый взгляд на темпоральные наречия: наречие immediately

В статье приведены промежуточные результаты исследования темпорального наречия immediately с применением корпусных технологий, которые позволили на основе анализа обширного эмпирического материала выявить его основные значения и грамматическую конструкцию с данным наречием, прежде не описанную в грамматиках английского языка.

темпоральные наречия; корпусная лингвистика; структурно-семантический анализ
УДК 81 ББК 81.00
Оценочная модальность

В данной статье рассматривается оценочная модальность в языке, выражающем мораль, автором предпринята попытка описать лексические единицы, выражающие моральную оценку.

мораль; добродетель; порок; добро; зло; оценка; модальность; норма; долженствование; лексические единицы; модальный, оценочный; значение
УДК: 811.11+81'367 ББК 81.2 Англ.
Трансформация английских фразовых глаголов в имя прилагательное модели «PART.II + ADV»

Объектом исследования в данной статье являются прилагательные типа worn-out модели «Part. II + Adv», образованные от английских фразовых глаголов. В статье анализируются когнитивные механизмы, лежащие в основе образования данных единиц, делаются выводы об их семантических и функциональных особенностях. 

фразовый глагол; перекатегоризация; концептуальная структура; когнитивная метафора; производный знак
УДК 811.112.2 ББК 81.2
Лексическая сочетаемость как средство репрезентации гендера в немецком языке

Для выявления особенностей образов мужчины и женщины, находящих отражение в немецком языке, проанализированы случаи лексической сочетаемости наименований мужчин и женщин. Подтверждено, что лексическая сочетаемость является средством трансляции культурных стереотипов, ассоциируемых с мужчинами и женщинами.

немецкий язык; гендер; лексическая сочетаемость; стереотип
УДК 811.161.1 ББК 81.2 Рус
Функции дезаббревиатурных наименований в современном русском языке

В статье исследуется феномен дезаббревиации в русском языке, анализируются функции дезаббревиатурных наименований в современном речевом дискурсе. 

аббревиация; дезаббревиация; дезаббревиатура; дезаббревиатурные наименования; криптолалическая функция; людическая функция

Теолингвистика в современном религиозном дискурсе

УДК 81-119 ББК 81.2
Теолингвистика в современном гуманитарном познании: истоки, основные идеи и направления

В статье проводится эпистемологический анализ оснований и путей формирования новой интегративной дисциплины – теолингвистики, направленной на изучение взаимосвязи языка и религии. Теолингвистика рассматривается в широком культурно-историческом контексте, в единстве ее различных форм и аспектов как необходимый момент в развитии гуманитарного познания и духовной жизни современного общества.

религиозное миросозерцание, языкотворческая деятельность человека, теолингвистическая реальность, теолингвистическая программа изучения языка

Дискурс и текст: векторы исследования

УДК 070 ББК 76.02
Спортивная газета в медийном пространстве коммуникации: информационно-семиотический способ социального взаимодействия

В статье рассматриваются некоторые аспекты развития газеты как печатного издания. Описаны пути становления французской спортивной национальной газеты в рамках французского медийного пространства. Выявляются типологические характеристики спортивной газеты Lquipe.

газета; типологические характеристики газеты; целевая аудитория; институциональность издания
ББК 81.032 УДК 37.035.44
Функционально-прагматические параметры делового дискурса в производственной ситуации

В данной статье рассматривается роль делового дискурса в функциональном и прагматическом направлениях лингвистической науки.

дискурс; функционализм; прагматика; институциональное общение; деловая коммуникация; семантика; семиотика
УДК 81 ББК 81.432.1
К вопросу о природе концепта как базовой единицы познания в условиях дискурса различий

Дискурс Различий связан с явлением интенциональности и одновременно с феноменологической составляющей: «индивидуальные контексты интерпретации или внутреннее время Ego», поэтому можно предположить, что различные мнения возникают вследствие субъективного познания бытия. Как результат, феноменологическое значение представляется как индивидуальная интерпретация знаков, которая зиждется не на коллективном опыте, но на личном опыте интеракции индивида со знаками какой-либо семиосферы. 

Дискурс Различий; концепт; феноменология; опыт; интерпретация
УДК 81-22 ББК 81.00
К проблеме отграничения и основных характеристик дискурсивного перформатива

В данной статье рассматриваются формульные высказывания, структурируемые по типу слогана. К такого рода высказываниям относятся «дискурсивные перформативы», воздействующий потенциал которых выявляется на целевом и оценочном уровнях высказывания как послания, включенные в событие сценарного типа.

теория речевого воздействия; дискурсивный перформатив; формульное высказывание; слоган; аксиологический лингвистический анализ
УДК 81’42 ББК 81.001.3
Характеристики языковой адаптации англицизмов во французском интернет-дискурсе с точки зрения уровневого подхода к анализу

Статья посвящена установлению основных характеристик языковой адаптации англицизмов во французском интернет-дискурсе и аспектов их функционирования.  Англицизмы Интернет-дискурса  рассматриваются в рамках уровнего подхода к моделированию коммуникативного интернет-пространства  и классифицируются по тематическим группам. Устанавливаются закономерности адаптации  англицизмов по критерию степени их трансформированности. 

интернет-дискурс; англицизм; уровневая модель коммуникативного интернет-пространства; макроуровень; медиауровень; микро-уровень; адаптация интернет-словаря иноязычного происхождения; степень трансформированности
УДК 659.4.011 ББК 81.001.3
Роль технологичного дискурса в формировании корпоративного имиджа

В данной статье рассматривается проблема технологизации дискурса и анализируется роль технологичного дискурса в формировании корпоративного имиджа.

дискурсивные технологии; технологичный дискурс; когнитивные сценарии; PR; корпоративный имидж
УДК 811.112.22 ББК 81.432.4+80.9
Авторская стратегия предположения в метатексте немецкого биографического дискурса

В рамках теории интертекстуальности исследуется авторская стратегия предположения в метатексте немецкого биографического дискурса. Метатекст как неотъемлемая часть семантической структуры текста является авторской стратегией и рассматривается как комментарий автора на введенные интертекстуальные включения. Авторская стратегия предположения выражается эксплицитно или имплицитно различными лексико-грамматическими и прагмо-синтаксическими средствами.

интертекст; метатекст; биографический дискурс; авторская стратегия предположения; эксплицитные и имплицитные средства выражения

Личность и медиа: гуманитарное исследование в медиаобразовании

УДК 004:[316.3:008] ББК 74.58:73
Еще раз о медиаобразовании: понятийно-терминологическое обеспечение в начале XXI века

В статье исследуется понятийно-терминологическое обеспечение использования педагогической теории в практике на примере отрасли научного знания «медиаобразование», находящейся сегодня на пике своего развития и одновременно подвергающейся интенсивному переосмыслению в аспекте концептуализации ее позиций, пересмотра ее методологических оснований, придания ей характера, сообразного современным тенденциям. 

медиаобразование; наука; терминосистема педагогики; медиакомпетентность; информационное общество; средства массовой коммуникации
УДК 37.017.93 ББК 74.200.51
Теологическое медиаобразование как социальный заказ общества

В данной статье рассматриваются причины кризиса, затронувшего в т. ч. духовную сферу жизни населения, и теологическое медиаобразование как приоритетный способ выхода из него. Цель исследования – актуализация проблемы теологического медиаобразования в рамках формирования духовно-нравственной культуры подростков.

современные СМИ; духовно-нравственное воспитание молодежи; теологическое медиаобразование

Актуальные вопросы профессиональной педагогики

УДК 101-316 (06) ББК 87я43 А 43
Проблема понимания в системе современного образования. Компетентностный подход

В данной статье рассматривается проблема современного образования в аспекте компетентностного подхода, а так же с позиции социокультурной ценности. Цель исследования – показать необходимость формирования в образовательном процессе наряду с профессиональными качествами способности понимания, рефлексии, самопознания  в контексте культуры.

образование; компетенции; понимание; рефлексия; герменевтика; культура

Материалы конференций

В разделе представлены материалы научно-методического семинара «Сущность системно-деятельностного подхода и пути его операционализации в условиях высшего профессионального образования», который прошел в Иркутском государственном лингвистическом университете в октябре 2012 года в рамках работы экспериментальной площадки Федерального института развития образования «Системно-деятельностный подход в разноуровневом вариативном образовании» (руководители А.Г. Асмолов, Ю.Л. Троицкий, О.А. Карабанова) 

***
УДК 378.1 ББК 74.58
Системно-деятельностный подход: сущностная характеристика и принципы реализации

В статье представлена сущностная характеристика системно-деятельностного подхода в образовании, описаны подходы к интерпретации понятия, выделены компоненты и принципы реализации, определено соотношение системно-деятельностного и компетнтостного подходов. Статья подводит некоторые итоги использования системно-деятельностного подхода в ходе реализации ФГОС  ВПО. Обосновывается мысль о разнообразии и неоднозначности понимания сущности и смысла системно-деятельностного подхода в образовании.

системно-деятельностный подход; компетентностный подход; принципы системно-деятельностного подхода; компоненты системно-деятельностного подхода; сущность системно-деятельностного подхода
ББК 378.1 УДК 74.212
Разноуровневость как контент теории систем в образовании

В данной статье рассматривается проблема уровневого подхода как одного из основных признаков современной системы российского образования. Авторы конкретизируют понятия «уровень», «уровневость», вводят в словарь руководителя рабочую формулировку этих понятий. На основе декомпозиции системы образования в контексте документов Закон «Об образовании» и законопроект «Об образовании в Российской Федерации» приводятся доказательства наличия явления уровневости как свойства сложной системы в образовании, обосновывается практическая значимость положений уровневого подхода при исследовании разноуровневых образовательных систем.

система образования, уровни образования; управление разноуровневой системой образования; Закон Российской Федерации «Об образовании»; законопроект «Об образовании в Российской Федерации»; образовательные программы
УДК 378.0 ББК 74.00
Мыследеятельностный подход в формировании рефлексивных умений студентов

 

В статье представлен опыт формирования рефлексивных умений студентов на основе мыследеятельностного подхода. Содержание статьи показывает особенности организации педагогической работы со студентами в учебном процессе. Обоснована необходимость использования индивидуальных образовательных программ. 

 

мыследеятельностный подход; рефлексивные умения; организационно-деятельностные игры; индивидуальная образовательная программа
УДК 37.0 ББК 74
Теоретико-методологические и социокультурные аспекты вариативности образования

В статье концептуализировано понятие «вариативность образования». Представлена специфика описания и фиксации вариативного компонента содержания образования в зависимости от дидактических подходов.  Дана характеристика стандартизации и вариативности образования как взаимосвязанных и взаимообусловленных процессов. Обозначены аксиоматические составляющие и «проблемные края» поля интерпретации вариативности образования.

 

*Печатается в авторской редакции.

вариативное образование; синергетика; диатропика; стандартизация образования; интеграция; личностно-ориентированное обучение; индивидуальные образовательные маршруты
УДК 81’ 42 ББК 81.001.1
Когнитивно-дискурсивное моделирование вариативной образовательной среды

В статье обосновывается эвристический потенциал когнитивно-дискурсивной модели как теоретического аналога вариативной образовательной среды.  С учётом свойственных такой среде самых разнообразных когнитивных и дискурсивных включений требуется определить опорные понятия, позволяющие непротиворечиво описать сложную систему ориентирующих взаимозависимостей и взаимосвязей. В качестве регулирующего контура выбирается кластер познавательной, социальной и коммуникативной компетенций. Очерчивается предметная область конститутивных компетенций, обсуждаются их содержательное наполнение и раскрываются принципы формирования компетентностного набора языковой личности.

вариативная образовательная среда; когнитивные процессы; когнитивные структуры; ценностные смыслы; кластер компетенций; когнитивное моделирование; дискурсивное моделирование; социальная идентичность; социальный статус; социальная роль
УДК 372.8 ББК 81.411.2 – 916
Контрольно-измерительная деятельность как средство формирования профессиональных компетенций студентов

Данная статья рассматривает контрольно-измерительную деятельность студентов как средство развития познавательных и коммуникативных резервов личности, ее способностей к дальнейшему саморазвитию и самообучению. Стуктурно-функциональное наполнение компонентов контрольно-измерительной деятельности (когнитивного, коммуникативного, регулятивного) определяет задания контрольно-измерительного характера как функционально скоординированные мысле-рече-языковые действия, обеспечивающие усвоение языковых норм и обобщенных способов действия.

контрольно-измерительная деятельность; когнитивно-коммуникативный потенциал личности; объект профессионального труда; профессиональные компетенции

Страницы истории

УДК 93/94 ББК 63
От трудовых мобилизаций к профессиональной ориентации: советская политика в области трудовых ресурсов 1945 - начало 1960-х гг. и ее региональные особенности

В статье на примере двух российских регионов – Свердловской области и Ставропольского края - рассмотрена история советской политики в области управления трудовыми ресурсами в течение первых двух послевоенных десятилетий. В ходе десталинизации общественной жизни миграции трудоспособного населения, в том числе массовые миграции сельской молодежи в города, привели к обострению проблемы обеспечения сельского хозяйства квалифицированными кадрами. В 1950-е - начале 1960-х гг. руководством страны предпринимались меры по регулированию трудовых миграций. При этом на смену мобилизационному характеру политики по отношению к трудовым резервам постепенно приходят новые методы, призванные повысить привлекательность сельскохозяйственного труда и качество жизни на селе. К этой работе привлекались не только партийные и государственные органы, но и местные писатели, а также средства массовой информации на местах.

трудовые ресурсы; трудовые резервы; трудовые мобилизации; профессиональная ориентация; трудовые миграции; Свердловская область; Ставропольский край; Средний Урал; уральские писатели; текучесть кадров; кампании в местной прессе; движение ученических бригад

Проблемы когнитивной лингвистики

УДК 81.572 ББК 81.001.2
Концепт және оның қазақ тіл білімінде зерттелуі

Мақалада  концеп және оның қазақ тіл біліміндегі терминологиялық байлансы қарастырылады. Сондай-ақ ғалымдардың пікірлері басышылыққа алынды.

когнитивті лингвистика; концепт; лингвомәдениеттану

Лингвокультурология

УДК 81.000 ББК 81.00
Ошибка как лингвокультурный феномен (на материале политического дискурса)

В статье анализируются ситуации ошибочных действий в рамках политического дискурса. Обосновывается мысль о том, что ошибочные действия имеют статус модусной ситуации. Особое внимание уделяется дискурсу реагирования, в котором эксплицируется отрицательная модусная оценка ошибочного действия.

ошибочное действие; политический дискурс; модусная ситуация; дискурс реагирования

История лингвистических исследований

УДК 81 ББК 81.00
Наследие В.М. Жирмунского в области тюркологии

Статья посвящена исследованиям известного литературоведа и лингвиста академика В.М. Жирмунского (находившегося в годы Великой Отечественной войны  в эвакуации в Ташкенте) в области тюркологии. Результатом этих исследований стал целый ряд основополагающих работ, открывших новую веху в тюркологии в целом. В статье освещается период жизни В.М. Жирмунского в Ташкенте и дается подробный обзор и частичный анализ работ ученого, посвященных оригинальному исследованию живых эпических традиций, сохранившихся у народов Средней Азии, а также исследованиям в области стилистики и лингвистики применительно к тюркским языкам. В обзор включены опубликованные работы ученого и материалы, находящиеся в личном архиве Жирмунского в С.-Петербургском филиале Российской Академии Наук.

Жирмунский; тюркология; эпос; Алпамыш; Манас; Идиге; Коркут; Салор-Казан; Навои; орхонские надписи; тюркские диалекты; архив Академии наук

Внимание: опыт

УДК 74.58 ББК 37.013
К вопросу об истории проведения байкальской олимпиады школьников в ФГБОУ ВПО «ИГЛУ»

В данной статье представлен опыт организации и проведения интеллектуальных состязаний в рамках работы с одаренными детьми в ФГБОУ ВПО «ИГЛУ», показана объединяющая роль олимпиадного движения в реализации программы поддержки одаренных детей.

одаренные дети; организация олимпиад; иностранные языки; олимпиада по английскому; французскому; немецкому и испанскому языкам; Байкальская олимпиада школьников; самоопределение школьников
УДК 372.08 ББК 74.58
Продуктивные методы развития творческих способности учащихся

В данной статье рассматривается система продуктивных методов и предложены наиболее эффективные пути внедрения в учебный процесс.

 
репродуктивные методы; продуктивные методы; когнитивная активность; дидактическая цель