2012-№3

Слово к читателям

Dear Readers,

   Welcome to the September issue of Magister Dixit. Magister Dixit focuses on the study of complex language and social phenomena that require interdisciplinary analysis and multi-faceted consideration. The interdisciplinary scrutiny provides a panoramic view of human activities. The mission of the journal is to search for innovative approaches and decisions in language science, theory of communication, methodology and philosophy of education. It provides an insight into the interaction of language and culture thus revealing culture specific motivations of language choice and speech behavior. Read more...

На перекрестке мнений

УДК 37.0 ББК 74.0
Проблема отцов и детей в современной России

 В статье обсуждается вопрос об административном введении возрастного ценза (предельно допустимое число лет) для занятия руководящих постов работниками науки и образования. Демонстрируется несоответствие этой  практики ни конституционному законодательству, ни общей тенденции к значительному удлинению среднего срока умственной активности современного человека, живущего в условиях научно-технической и информационной революции. 

отцы и дети; возрастной предел; творческая и организационная деятельность; взаимоотношения поколений; научно-техническая и информационная революция; возрастная дискриминация; антигеронтизм

Философия образования

УДК 37.0 ББК 74.0
Staat und bildung the state's role in education

 

Conflicts between parents and State authorities arise then parents decide to keep their children from attending schools. The question is whose authority in education matters should prevail.
In most nations, including Russia, the Constitutions mention the „primary right“ of parents to choose the type of education for their children, as spelled out in the Universal Declaration of Human Rights, of the United Nations.

 

State's function and authority in education matters; parents' rights; the constitution oft he Russian Federation; Declaration of Human Rights (UNO)
УДК 37.015 ББК 74.03
Ключевые понятия православного образования

Статья включает аналитический материал, касающийся определения ключевых понятий для православного образования: религия, вера, православие, христианская педагогика, принципы православного образования.

религия; вера; православие; христианская педагогика; принципы православного образования
УДК 37.017.93 ББК 74.100.5
К вопросу о соотношении понятий духовно-нравственного воспитания

Целью статьи является изучение базовых понятий воспитательного процесса – «дух», «духовность», «религия», «религиозность», «нравственность», «мораль» и «этика» в аспекте духовно-нравственного воспитания. Неоднозначность при определении данных понятий порождает негативные тенденции в обществе, что мешает успешному реформированию системы образования в России. В данной статье предпринята попытка разграничить понятия духовно-нравственного воспитания с целью эффективного анализа направлений современного образования.

духовно-нравственное воспитание; дух; душа; религия; религиозность; духовность; нравственность; мораль; этика; тенденции современного образования

Когнитивные основы языковой актуализации

УДК 8 ББК 81.001.2
Утопия: «мир возможных действий»

В данной статье рассматривается проблема языковой репрезентации одного из ментальных пространств (возможных миров) утопии. Цель исследования - на основании имеющихся данных описать когнитивные и лингвистические средства представления утопии как «мира возможных действий». 

утопия; ментальные пространства; идеальное; воображаемое

Языковая номинация: механизмы и процессы

УДК 811.11-112 ББК 81.432.1
Отыменные фразовые глаголы, образованные по конверсии от предметных существительных со значением «инструмент»

В данной статье речь идет о продуктивном способе словообразования в английском языке – конверсии. Рассматривается группа отымённых глаголов, образованных от существительных со значением «инструмент». Уделяется внимание определению фреймов instrument, doing sth with an instrument.

конверсия, отымённые конверсионные глаголы, безаффиксальная транспозиция, фразовый глагол, фрейм, инструмент
УДК 80/81 ББК 81.2
Certains moyens de la representation des etats emotionnels de l'amour dans la langue française (à l’exemple de la structure avec un nom abstrait comme cause de l'état émotionnel de l'amour)

L’article est consacré à la systématisation des moyens principaux  des états émotionnels  liés au sentiment de l’amour à l'exemple de la structure avec un nom abstrait  dans la langue française. L’étude cognitive du sujet permet de réconstituer la représentation langagière de la raison et des causes  de la naissance de  l’amour au niveau explicite et implicite. 

 

état émotionnel de l’amour; frame amour; position de la cause; perception de la réalité externe; structure grammaticale

Теолингвистика в современном религиозном дискурсе

УДК 81-119 ББК 81.2
"Монастырь в миру" и его культурно-исторические лики (к богословию православной аскезы)

Статья посвящается реконструкции и аналитическому описанию воззрений на язык, миропонимание и духовную жизнь человека, развиваемых  в учениях о «монастыре в миру» и «белом иночестве» в русской религиозной мысли ХХ в. Рассматривается вопрос о возможности осуществления исихастской мистико-аскетической практики умного делания (умно-сердечной Иисусовой молитвы) в условиях исторической реальности нашего времени.

духовная жизнь, подвижничество, исихазм, внутреннее монашество, умное делание, Иисусова молитва, православная культура

Дискурс и текст: векторы исследования

УДК 811.112.2`282.4=161.1`04 ББК Ш 143.24-5
Metasprachliche Äusserungen als eine Datenquelle: Analyse des Sprachsystems der russlanddeutschen Minderheit Sibiriens

Der vorliegende Artikel fasst die Erfahrungen der im Gebiet Tomsk durchgeführten Feldforschung der Mundarten von Russlanddeutschen zusammen und verfolgt zwei Ziele. Zum einen möchten wir allgemein aufzeigen, dass die metasprachlichen Äußerungen der Russlanddeutschen bei den dialektologischen Untersuchungen als eine der Datenquellen  dienen können, zum anderen illustrieren wir konkret, was die Forscher von dieser Quelle bei der Beschreibung des Systems der deutschen Mundarten Sibiriens erwarten können.  

 
Исследование выполняется при финансовой поддержке Гранта Президента РФ молодым учёным (МК-4113.2012.6).
Russian Germans dialects, metalanguage consciousness, metatext, dialectal system
УДК 81.38 ББК 81.00
К вопросу об амбивалентной сущности дискурсивного пространства романа Энтони Бёрджесса “A Clockwork Orange”

В статье рассматривается амбивалентная сущность дискурсивного пространства романа Э.Бёрджесса “A Clockwork Orange”. Выявляются релевантные черты конфликтной амбивалентной языковой личности, её тезаурус и ценностные доминанты.

амбивалентная сущность, дискурсивное пространство, речевые партии, речевое поведение, тезаурус
УДК 81.1 ББК 81.001
Роль числительных в текстах социальной рекламы США

Данная статья посвящена определению роли числительных в текстах социальной рекламы США. Дана классификация случаев использования числительных в рекламных текстах. Установлено, что числительные не только представляют статистические данные, но и участвуют в языковом манипулировании.  

социальная реклама, числительные, языковое манипулирование, количество, качество
УДК 821.0 ББК 83
Hymnentexte und kollektives gedächtnis im mitteleuropäischen kontext. Ein kultur- und textkontrastiver interpretationsansatz zu hoffmann von fallerslebens lied der deutschen im literaturunterricht deutsch als fremdsprache

Der Aufsatz nutzt das Potential europäischer Nationalhymnen als Texte eines ‹kollektiven Gedächtnisses› für den fremdsprachlichen Literaturunterricht. Anhand von H.A. Hoffmann von Fallerslebens ‹Lied der Deutschen› (1841) wird gezeigt, wie mittels eines textkontrastiven Vorgehens kollektive Fehlinterpretationen über die Kultur einer Zielsprache relativiert werden können. Hierzu werden die jeweiligen historisch- politischen und psychologischen Bedingungen der Textgenese der deutschen und der polnischen Nationalhymne (J. Wybicki, 1797) miteinander verglichen.

 

 

Nationalhymne; kollektives Gedächtnis; Landeskunde; Literaturunterricht; Deutsch als Fremdsprache; Fallersleben; Deutschlandlied; Wybicki; Mazurek Dąbrowskiego; Stereotype; Einheitsstaat; Textkontrastivität; Demokratie; Föderalismus; Rezeptionsgeschichte
УДК 81-112. 2’572.23 ББК 81.2
История развития имени цвета красный в английском и русском языках

 Данная статья посвящена этимологическому анализу имени цвета красный в русском и red в английском языках. Подчеркивается важность рассмотрения слова в динамике его развития, поскольку это проливает свет на начальные словотворческие усилия человека, способствует раскрытию смыслов слова, а также указывает на культурные мотивы словотворчества.

имена цвета; этимология; словотворчество; культура

Личность и медиа: гуманитарное исследование в медиаобразовании

УДК 8/077. 3/: 371. 97 ББК 74.03
История создания видео и его развитие как одного из компонентов медиаобразования в процессе обучения иностранному языку

Эпоха информационных технологий стремительно изменяет учебный процесс обучения иностранному языку в образовательных учреждениях. Внедрение в учебный процесс иноязычных видеоматериалов нового поколения способствует формированию медиакомпетентности вторичной языковой личности учащихся.

В настоящей статье совершен небольшой экскурс в историю создания кино, телевидения, видео и активного поиска рациональных путей использования их в обучении и воспитании школьников. Предпринята попытка анализа существующих проблем и методологического обобщения накопленного опыта.
медиаобразование; учебный кинематограф; кинообразование; учебное кино; кинопедагогика; обучение иностранному языку; иноязычные видеоматериалы; медиакомпетентность; вторичная языковая личность
УДК 37 (4/9) ББК 74.04 (3)
Методика и технология эстетического анализа произведений аудиовизуальной медиакультуры в российском медиаобразовательном процессе

В статье рассматриваются вопросы методики и технологии  эстетического анализа произведений аудиовизуальной медиакультуры. Автором представлены основные положения, формы и методы анализа медиатекста в эстетической парадигме медиаобразования;  основные подходы к анализу медиапроизведений в контексте современного социокультурного развития.

 

Статья написана при финансовой поддержке гранта РГНФ «Трансформация развития эстетической концепции в российском медиаобразовании (1960-2011)», проект № 12-06-00139. Руководитель проекта – И.В. Челышева.  

Медиаобразование, методика медиаобразования, анализ медиатекста, эстетическая концепция
УДК 378.225 ББК 74.204
Масс медиа как средство формирования медиакомпетентности вторичной языковой личности

В данной статье рассматривается проблема формирования медиакомпетентности вторичной языковой личности средствами масс медиа. Цель исследования – выявить потенциал и возможность эффективного использования масс медиа в организации интегрированного процесса медиаобразования и обучения иностранному языку. 

массмедиа; медиакомпетентность; вторичная языковая личность; медиакомпетентность вторичной языковой личности; медиаобразование
УДК 37.075.8 ББК 74
Альтернативный взгляд на сущность и содержание понятия «медиакомпетентность личности будущего педагога» в условиях ФГОС-3

В статье представлен альтернативный взгляд на вопрос формирования медиакомпетентности личности будущего педагога в условиях ФГОС-3. На основе анализа трудов ведущих медиапедагогов России и стран запада, сформулировано авторское понимание, представлены компоненты и этапы формирования медиакомпетентности личности будущего педагога в медиаобразовательном пространстве вуза. 

медиаобразование; цель медиаобразования; медиакомпетентность; высшая школа; медиаобразовательное пространство вуза; федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования
УДК 37.011 ББК 74.202
Необходимость интеграции элементов медиаобразования с курсом математики в техническом вузе

Существует разрыв между слабым знанием школьного курса математики и высокими требованиями по высшей математике в вузе. В связи с этим,  у студентов пропадает интерес в изучении математики, следовательно, уровень математического мышления студентов снижается, а вследствие чего падает и интерес к своей будущей профессии.  По этой  причине перед кафедрой высшей математики технических вузов остро стоит проблема повышения студенческой заинтересованности в изучении математики. Автор видит решение проблемы повышения качества фундаментальной подготовки студентов технического вуза в интеграции элементов медиаобразования в учебный процесс и приводит различные доводы, подкрепляя их цитатами выдающихся педагогов.

медиаобразование; элементы медиаобразования; медиакомпетентность; математика; фундаментальное образование; интеграция; инженер; технический вуз; студент
УДК 37.018.2 ББК 74.200.58
Школьная газета как форма творческого саморазвития учащихся

Создание школьной газеты – интересное и увлекательное занятие, помогающее сплотить коллектив учащихся и организовать познавательный и развивающий досуг для старшеклассников. В данной  статье представлен опыт работы педагога с детьми общеобразовательной школы по созданию школьного печатного издания, помогающего юным журналистам стать активными, востребованными и неравнодушными людьми.

Статья будет интересна педагогам дополнительного образования, классным руководителям и организаторам внеклассной работы в образовательных учреждениях.
внеурочная деятельность; дополнительное образование; школьная газета; творческое саморазвитие личности; формирование учебно-познавательных компетенций; самореализация старшеклассников в поликультурной среде; социальная активность выпускников школы

История педагогики и образования

УДК 378.01 ББК 74.03
Государственная политика в сфере социального статуса учителей Восточной Сибири: история, опыт, проблемы

В статье проанализированы некоторые аспекты осуществления государственной политики в сфере социального статуса учителей Восточной Сибири второй половины XIX – начала XX вв., которые позволяют проанализировать подходы правительства в отношении позиционирования учительства как важной составляющей социальной политики государства и решения кадровых проблем в образовательной среде. 

государственная политика; социальный статус; учитель; Восточная Сибирь вторая половина XIX – начало XX вв.; проблемы подготовки учителя
УДК 378.01 ББК 74
Болгарское начальное образование – история и актуальные тенденции

Начальная школа является той структурой болгарской образовательной системы, которая имеет самую долгую историю. В сознании народа начальная школа связывается с первоначальным обучением грамоте и введением детей в мир книг. С 1878 г. до 50-х гг. ХХ века она называется народной первоначальной школой, а после этого – начальной школой. В зависимости от социальных, экономических и педагогических условий она проходит через три основные этапа развития: 1878 – 1944 гг.; 1944 – 1989 гг.; 1989 г. – до настоящего времени. Предстоящее принятие нового Закона о дошкольном и школьном образовании дает достаточно оснований проанализировать существующие традиции, чтобы они были успешно продолжены в соответствии с новой образовательной ситуацией.  

Статья прослеживает в историко-педагогическом аспекте нормативную основу и отраженные в ней цели и учебное содержание начальной школы в Болгарии.
начальная школа; болгарская образовательная система; закон о дошкольном и школьном образовании; историко-педагогический аспект

Актуальные вопросы профессиональной педагогики

УДК 378.016:502 ББК 74.58 К31
К вопросу формирования эколого-правовой компетентности у студентов вуза средствами активных методов обучения

В статье рассматриваются возможности формирования эколого-правовой компетентности у студентов вуза средствами активных методов обучения, особенности применения таких методов как дискуссионный, экологическая игра, эколого-психологический тренинг.

методы обучения; активные методы обучения; формирование; эколого-правовая компетентность
УДК 377.018.48. ББК 74.4
Дефектологическая переподготовка: ресурсы оптимизации образовательного процесса

В статье раскрываются ресурсные возможности оптимизации образовательного процесса дефектологической переподготовки посредством реализации личностно-ориентированной парадигмы в профессиональном образовании, внедрения блочно-модульной технологии проектирования адаптивных образовательных программ, активных и интерактивных форм обучения.

дефектологическая переподготовка; образовательная парадигма; категоризация видов; блочно-модульное проектирование адаптивных программ; активные и интерактивные формы обучения

Страницы истории

УДК 94 (470) «1789 / 1917» ББК 63
Конфессиональное и социальное в книжной традиции меннонитского колонистского общества в Российской империи: динамика соотношений (1789 – 1917 гг.)

На примере истории меннонитского сообщества прослеживается связь между изменением интеллектуальных потребностей замкнутого общества и развитием его культуры интеллектуального производства и потребления книги. 

история потребления книги; меннонитские колонии России; колонизация; модернизация; реформы образования; протестантизм на Юге Российской империи

Проблемы управления качеством образовательного процесса

УДК 37.015.31. ББК 74
Индивидуальный стиль учащегося с позиций компетентностного подхода в образовании

В статье на основе анализа требований компетентностного подхода к компетентности учащегося как результату образования обоснована роль индивидуального стиля учащегося как внутреннего, психологического коррелята его компетентности.

результат образования; компетенция; компетентность; индивидуальный стиль; функции стиля; условия развития стиля; стиль как психологический коррелят компетентности

Теоретические и практические вопросы обучения иностранным языкам

УДК 008.(100)(075.8) ББК 81.2-5я73М31
Ознакомление с этической культурой английского народа

Авторы статьи показывают, что основной целью обучения иностранному языку является развитие разносторонней личности учащегося в неразрывной связи с преподаванием культуры страны изучаемого языка, детерминируют формирование у обучающихся социокультурной компетентности, предлагают формировать социокультурную компетентность через включение этической культуры английского народа в процесс обучения иностранному языку в средней школе, предлагают учитывать знание ритуалов, речевого этикета, неречевого поведения во избежание серьезных недоразумений и конфликтов.

 
социокультурная компетентность; лингвострановедческий компонент, социолингвистический компонент, культурологический компонент, этическая культура страны изучаемого языка, лингвокультурная общность; фоновые знания; реалии; этикет; лингвокультурная компетенция

Теория и практика перевода

ББК 811 УДК 811.134.2
"Абсолютные истины" в косвенной речи и проблемы перевода

Данная статья посвящена проблеме передачи в переводах с испанского на русский язык смыслового компонента, отражающего оценку говорящим истинности чужого высказывания в рамках косвенной речи, что в оригинале находит выражение в референциальной временной характеристике предиката. 

временная референция; косвенная речь; эвиденциальность; перевод; общевременной

Литературоведение

УДК 821.0 ББК 83.3 (2=Рус)7 Ц – 55
Литературная мысль Б. Л. Васильева и её воспитательное воздействие на подрастающее поколение в свете экофеминистской литературной критики

В  статье анализируются произведения Бориса Васильева с позиции экофеминистской литературной критики, выявляются их основные морально-этические идеи и предлагаются некоторые способы использования этих идей в воспитании подрастающего поколения.

 

(课题项目:本文为2011年河北省社会科学发展研究课题“瓦西里耶夫与生态女性主义及其影响研究”,课题编号:201103081)
 
Статья написана в рамках проекта исследований по социальному и научному развитию в провинции Хебей (КНР) 2011 года  "Исследование по связи Васильева с эко-феминизмом и его влиянию". Номер проекта: 201103081
экофеминистская литературная критика; морально-этические идеи; воспитание подрастающего поколения

Дебют в науке

УДК 801.73 ББК 84
Творчество А. Я. Розенбаума сквозь призму прецедентных имён

 В данной статье рассматривается применение прецедентных имён в творчестве А.Я. Розенбаума, в частности, в тексте песни «Баллада о музах и прокрустовом ложе». 

прецедентный текст; прецедентное имя; имя собственное; имя нарицательное, А.Я. Розенбаум

Внимание: опыт

УДК 372.8 ББК 81.411.2 – 916
Опыт проведения всероссийской олимпиады школьников по иностранному языку в контексте интеграционных процессов в российском образовании

В настоящей статье рассмотрен опыт проведения в Иркутском государственном лингвистическом  университете заключительного этапа всероссийских олимпиад школьников по немецкому, французскому и английскому языкам, показана объединяющая  роль олимпиадного  движения в реализации различных интеграционных процессов в российском образовании.

На примере олимпиад по иностранному языку проанализированы интеграционные процессы на уровне содержания олимпиадных заданий, организационно-методического сопровождения этапов олимпиад, участников олимпиадного движения.
всероссийская олимпиада школьников; иностранные языки (французский, немецкий английский); интеграционные процессы; содержательный, процессуальный, личностный аспекты
УДК 37.015.31. ББК 74
Педагогические условия формирования индивидуального стиля учебной деятельности на основе ИКТ

В статье на основе анализа источников и результатов предварительного эмпирического исследования обосновываются педагогические условия, способствующие формированию индивидуального стиля учащегося в образовательном процессе с применением ИКТ.

результат образования; компетентность; индивидуальность; индивидуальный стиль; условия развития стиля; информационные технологии

События

С 23 по 27 августа 2012 года в  Москве проходила IV международная конференция «Два с половиной века с Россией (к 250-летию начала массового переселения немцев  в Россию)». В ней принимали участие ученые из Германии, Украины, Латвии и, конечно же, России ...

Конференция, посвященная российским немцам: содружество историков и лингвистов