2012-№2

Слово к читателям

Дорогие читатели!

В современной науке всё более рельефно проявляет себя междисциплинарный характер исследовательских проектов. Помещение изучаемой проблематики в плоскость пересечения различных областей знания раскрывает сложность и многоплановость исследуемых феноменов, получающих исчерпывающее описание посредством включения в методологическую разработку данных самых разных научных дисциплин, каждая из которых представляет свой собственный взгляд на изучаемое явление и предлагает собственную методику его исследования. Читать далее...

 

Философия образования

УДК 378.1 ББК 74 П44
Личностно-центрированный подход как альтернатива технологизации современного образования

В статье анализируются проблемы обезличивания современного образования, связанные с усилением тенденции смещения приоритетов с субъектов образовательного взаимодействия на формализированные педагогические технологии. Рассматривается личностно-центрированный подход в образовании как альтернатива его технологизации.

 

педагогические технологии; механистичность образования; гуманистическая стратегия образования; личностно-центрированный подход

Когнитивные основы языковой актуализации

УДК 81 ББК 81.001.3
Мораль в языке и лексические единицы, выражающие содержание Фрейма “Morality”

В данной статье рассматривается актуальная проблема выражения морали в языке, автором предпринята попытка описать лексические единицы, выражающие содержание фрейма “morality”.

 

фрейм; семантические составляющие; мораль; добродетель; порок; добро; зло; оценка; модальность; норма; долженствование; лексические единицы; модальный; оценочный; лексема

Языковая номинация: механизмы и процессы

УДК 81.-114.2 ББК 81.001.6
Вторичная косвенная номинация как языковой, когнитивный и культурный процессы

В данной статье рассматривается понятие косвенной номинации как языкового, когнитивного и культурного процесса и ее роль в формировании в ценностно-значимостной оценки объектов действительного мира через языковые средства косвенной номинации – метафорические единицы современного немецкого языка.

 

вторичная косвенная номинация; метафорическая единица; языковой; когнитивный и культурный феномен

Теолингвистика в современном религиозном дискурсе

УДК 81-119 ББК 81.2
Время и вечность в православном миросозерцании

В статье раскрывается специфика видения универсальных категорий времени и вечности в самосознании православия в сравнении с научным миропредставлением, а также с религиозно-мифологическим мировидением, высшую форму которого и являет собой православное миросозерцание.

 

православное миросозерцание; реальность; время; вечность; язык; культура
УДК 81-119 ББК 81
Символическое значение поцелуя в христианстве

В данной статье предпринята попытка рассмотреть поцелуй как религиозный символ христианства. Цель исследования – определить значимость и роль поцелуйного обряда в католической, протестантской и православной церквях.

 

символ; поцелуйный ритуал; Поцелуй Иуды; «святое целование»; Святой крест; крестное целование; литургия
ББК 81.2. УДК 81-119
Понятие красоты в религиозном аспекте

В данной статье рассматриваются различные религиозные подходы основных мировых вероисповеданий к определению понятия красоты. Целью исследования является анализ определений физической и духовной красоты в различных религиях на базе их основных письменных памятников.

 

красота; Бог; религия; иудаизм; христианство; ислам; язычество

Личность и медиа: гуманитарное исследование в медиаобразовании

УДК 37(4/9) ББК 74.04(3)
Украинское медиаобразование сегодня

В статье анализируются основные тенденции развития медиаобразования на Украине на современном этапе (1992-2012 годы).

 

Статья написана при финансовой поддержке НИР по государственному заданию Министерства образования и науки Российской Федерации (2012-2014), "Развитие научного потенциала высшей школы". Наименование НИР: "Сравнительный анализ развития медиаобразования в странах Восточной Европы (1992-2012)", № 6.377.2011. Научный руководитель – доктор педагогических наук, профессор А.В.Федоров.

медиаобразование; медиаграмотность; школа; вуз; Украина
УДК 8/077. 3/: 371. 97 ББК 74.03
Линия кинообразования в педагогике России (конец XIX – XX вв.)

В отечественной историкопедагогической литературе значительное распространение получила точка зрения, в соответствии с которой начало формирования линии медиаобразования в России относится к середине XX в., когда, собственно говоря, и был введен этот термин в российскую педагогическую науку. Между тем, на основании разнообразных источников XIX – XX вв. можно судить о широком использовании уже в этот период учебного кинематографа с целью медиаобразования. В предлагаемой статье на архивном и опубликованном историческом материале показано становление линии кинообразования в России в конце XIX – XX вв.

 

медиаобразование; учебный кинематограф; кинообразование; учебное кино; кинопедагогика
УДК37.035.44 ББК 74.580
Медиаобразование в обучении межкультурной коммуникации

В статье представлено исследование, посвященное вопросам интеграции медиаобразования и процесса обучения межкультурной коммуникации, исследован эклектичный характер изучаемых явлений, необходимость и образовательный потенциал их соизучения.

 

медиаобразование; межкультурная коммуникация; медиакомпетентность
УДК 316.77: 001.8 ББК 74.580
Об опыте организации и проведения конкурса веб-страниц среди студентов – будущих педагогов в ФГБОУ ВПО «ИГЛУ»

Автором осмыслен опыт профессорско-преподавательского коллектива ФГБОУ ВПО «Иркутский государственный лингвистический университет» (ИГЛУ) по организации медиаобразования студентов - будущих учителей.  Проведенное исследование позволило автору сделать вывод о том, что уровень медиакомпетентности студентов в первую очередь формируется, исходя из организационно-педагогических условий образовательного процесса вуза. Доказано, что результативность формирования медиакомпетентности обеспечивается при моделировании и реализации ряда условий: 1) включение в учебные планы медиаобразовательного блока 2) качественная организация медиаобразовательного пространства вуза, 3) насыщают содержание занятий медиаобразовательными блоками, 4) реализация медиаобразовательного потенциала дисциплин.

 

медиаобразование; медиакомпетентность; образовательное пространство; медиаобразовательное пространство; медиапродуктивная деятельность
УДК 37.011 ББК 74.202
Значимость медиакомпетентности для инженера-бакалавра в условиях компетентностного подхода

Подписание болонского соглашения российской стороной повлекло за собой переход на двухуровневую систему подготовки. Наибольшая паника проявилась в технических вузах, сопровождающаяся недоумением. В статье рассмотрены, какие пути решения из сложившейся ситуации нашли высшие технические университеты. Автор рассматривает компетентностный подход и систему компетенций по направлению подготовки 231000 «Программная инженерия» с квалификацией «бакалавр». Далее статья содержит необходимость формирования медиакомпетентности инженера-бакалавра в условиях модернизации российского образования.

 

высшее техническое образование; инженер-бакалавр; компетентностный подход; компетенции; медиа; медиаобразование; медиакомпетентность

Проблемы управления качеством образовательного процесса

УДК 378 ББК 74
Диагностика процесса развития коммуникативной личности курсантов образовательных учреждений МВД России

Статья описывает исследовательский инструментарий для диагностики уровней развития коммуникативной личности курсантов.

 

качественные и количественные методы; методы математической статистики; аутентичное оценивание; коммуникативная компетенция; коммуникативная личность

Управление образованием

УДК 371. 351.851 ББК Ч. 251.483
Организационно-правовое обеспечение общеобразовательных учреждений как показатель нравственно-правовой компетентности руководящих работников

В статье анализируется состояние организационно-правового обеспечения деятельности общеобразовательных учреждений (ООУ) Республики Алтай (РА); обозначены наиболее типичные ошибки, характерные для многих номенклатурных локальных актов указанных учреждений; даны некоторые практические рекомендации по совершенствованию обозначенного аспекта деятельности ООУ.

 

нормативное и организационно-правовое обеспечение; компетентностный подход в образовании; нравственно-правовая компетентность и нравственно-правовая культура руководителя общеобразовательного учреждения; государственная аккредитация, экспертиза и оценка деятельности общеобразовательного учреждения

Теория и практика перевода

УДК 81’371 ББК 81.2-3
К вопросу о классификации контекстов

В результате исследования истории теории контекста возможной представляется следующая классификация контекста: контекст в тексте (включая интертекстуальный дискурс), прагматические ситуации или среды (ситуационный контекст и эмоциональный контекст в тексте, реальная ситуация вне текста), социально-временный контекст (time-social context), персональный или индивидуальный контекст, вымышленный контекст. Такая классификация позволяет способствовать исследованию контекста в переводоведении.

 

теория контекста; классификация контекста; контекст в тексте; интертекстуальность; прагматические ситуации или среды; социально-временный контекст; индивидуальный контекст; вымышленный контекст

Проблемы когнитивной лингвистики

УДК 41’37 ББК 81.00
Референциально-тематический менеджмент как когнитивная деятельность в процессе порождения женского автореферентного дискурса

В данной статье раскрывается понятие референциально-тематического менеджмента и доказывается его когнитивная значимость в процессе дискурсивной деятельности говорящего/пишущего на примере женского автореферентного дискурса.

 

референт; когнитивное моделирование референтов; референциально-тематический менеджмент; женский автореферентный дискурс
УДК 81-114.2 ББК 81.032
Концептуализация семантического расширения слухового восприятия в сторону когнитивных смыслов

В статье рассматриваются проблемы языковой концептуализации семантического сближения слухового восприятия с ментальными значениями. Для перцептивной лексики характерным является семантический переход от восприятия к получению информации, вере, интроспекции, послушанию.

 

концептуализация; слуховое восприятие; когнитивные смыслы; семантическая деривация

Функциональная стилистика

УДК 81.00 ББК 81.001
Искусствоведческая рецензия в массово-информационном дискурсе. Лингвистический аспект

В данной статье рассматриваются лингвистические особенности искусствоведческой критики в современных ежедневных и еженедельных изданиях ФРГ. Цель исследования - охарактеризовать искусствоведческую рецензию в СМИ как жанр массово-информационного дискурса.

 

рецензия; искусствоведческая критика; ежедневные и еженедельные периодические издания; лингвистический анализ

Лингвополитология

УДК 811.112.2 ББК 81.432.4.
Языковая репрезентация образа российских президентов в современном немецкоязычном медиадискурсе

Статья посвящена образу российских президентов в языковом воплощении современного немецкого медиадискурса. С целью выявления ценностных смыслов, заложенных в сообщениях медиадискурса, исследуются лингвистические средства, используемые немецкими журналистами для оценивания политических руководителей России.

 

медиадискурс, аксиологические характеристики, ценностный смысл, шкала оценивания

Учебное сотрудничество

ББК 74.268.51 УДК 75 (07) Ш 64
Условия обучения младших школьников композиции как общему способу создания художественной формы

В статье дается философское и психологическое обоснование обучения детей композиции как общему способу восприятия и создания художественной формы, описываются условия обучения младших школьников композиции на уроках изобразительного искусства

 

композиция; индуктивный метод познания; дедуктивный метод познания; модель; моделирование; учебное взаимодействие; учебное сотрудничество

Литературоведение

УДК 821.0 ББК 83
Фани Левалд и Франциска Ревентлов – две женские судьбы на пути к эмансипации женщин

Изучая жизнь и творчество двух немецких писательниц Фани Левалд и Франциски Ревентлов, мы с удивлением обнаружили много общего в их автобиографических произведениях, несмотря на то, что они жили в разное время и имели различный социальный статус. В этой статье мы попытались сравнить мировоззрение и общественную позицию обеих писательниц и определить их вклад в развитие процесса женского равноправия. Это были две женщины, которые хотели изменить свой мир. Своими судьбами и своими произведениями Фани Левалд и Франциска Ревентлов маркируют важные вехи на долгом пути к эмансипации женщин.

 

эмансипация; религия; пол; сексуальность
УДК82.091 ББК83.3(2)
«Инстинкт бытия» как стилеобразующий фактор в рассказе М. Веллера «Легенда о стажере» из цикла «Легенды Невского проспекта»

В данной статье рассматривается проблема индивидуального стиля. Цель исследования – выявить принцип мировидения М.И. Веллера, проявляющийся через художественно-стилевую функцию мифологических образов и мотивов.

 

индивидуальный стиль; индивидуализация средств поэтики; стилеобразующий фактор; М.И. Веллер; принцип конструирования произведения; первичная модель

Лингвокультурология

УДК 81.25 ББК 81.00
Лингвокультурный типаж “Hollywood star” как фрагмент американской концептосферы

В статье рассматривается лингвокультурный типаж “Hollywood Star” с понятийной, оценочной и образной сторон. Cпецифическую черту настоящего лингвокультурного концепта составляет его вовлечённость в историко-культурный контекст, способность ассоциироваться с вербальными, символическими и событийными феноменами, известными всем членам лингвокультурного социума. В работе выявляются вербальные и семиотические характеристики анализируемого типажа, анализируется его этнокультурная сущность.

 

лингвокультурный типаж “Hollywood Star”; аксиологические параметры; лингвокультурное сообщество; национальная концептосфера; этнокультурное пространство; языковое сознание
УДК 81'33 ББК 81.1
Корпус текстов интервью как инструмент лингвокультурологического исследования

В данной статье рассматривается понятие «корпус тестов», описывается методика создания специализированного письменного размеченного корпуса текстов интервью и его использования в качестве инструмента для лингвокультурологического исследования.

 

лингвистический корпус текстов; разметка; репрезентативность; высказывания от 1-го лица

Этнолингвистика

УДК 81.-114.2 ББК 80
Диалекты – „Ваш язык показывает кто Вы – и во что Вы верите!“

Диалект – это не только специализированная лексика, но также и «акцент», который предает место происхождения человека и его этническую принадлежность. Текст также предает идеологическую ориентацию автора. Мы признаем влияние «окружающей среды» (этнические корни семьи, школы) и ее воздействие на образ мышления и диалект.

*Печатается в авторской редакции.

диалект; акцент; география и этническая принадлежность; разговорный и письменный язык; влияние на мышление и язык; идеологический фон; отчуждении на языке

Дебют в науке

УДК 376 ББК 74.12
К вопросу о педагогической поддержке социально и педагогически запущенных младших школьников

В данной статье представлены подходы к организации педагогической поддержки, предпринята попытка классифицировать виды и типы педагогической поддержки социально и педагогически запущенных детей на основе изучения психолого-педагогической литературы.

 

педагогическая поддержка; социально и педагогически запущенные младшие школьники
УДК 378 ББК 74.20
К вопросу об определении понятия «конкурентоспособность личности»

В статье представлены позиции разных авторов по определению понятия «конкурентоспособность личности». Конкурентоспособность личности определяется как: социально ориентированная система способностей, сложное интегральное свойство личности, способность максимального расширения собственных возможностей, высокое качество результатов ее деятельности.

 

конкурентоспособность личности; структурные составляющие конкурентоспособности личности; качества личности; факторы формирования конкурентоспособности личности
УДК 37.041 ББК 74.05
Непрерывное образование готов

В данной статье рассматривается самообразование и самовоспитание представителей молодежной готической субкультуры, т.е. готов, через непрерывное образование.

 

непрерывное образование; непрерывное образование готов; готы (как элементы готической субкультуры); самообразование; самовоспитание; принципы непрерывного образования; субкультурная доминанта

Внимание: опыт

УДК 378.03 ББК 74.58
Создание единой воспитывающей среды вуза: обобщение опыта воспитательной работы Иркутского государственного лингвистического университета

В статье описывается опыт воспитательной работы университета, накопленный за период 2000-х гг., раскрывается суть и условия эффективной реализации процесса воспитания студентов по разным направлениям.

 

воспитывающая среда вуза; воспитание студентов вуза; развитие студенческого творчества
УДК 372.882 ББК 74.268.3
Активизация познавательной деятельности на уроках чтения

В статье затронута проблема активизации познавательной деятельности на уроках литературного чтения, представлен опыт педагога МБОУ НШДС № 127 г. Иркутска  на уроках чтения и во внеурочное время. 

 

актуальность чтения; учебно-познавательные мотивы чтения; подходы к организации учебной деятельности на уроках литературного чтения; активизация познавательной деятельности на уроках чтения

Поздравления

Поздравление Л.Г. Викуловой
Поздравление Л.М. Ковалевой

События

УДК 378.14 ББК 74.20

30 января 2012 года состоялась защита кандидатской диссертации на заседании диссертационного совета ДМ 212.069.01 по защите диссертаций на соискание учёной степени доктора и кандидата наук при ФГБОУ ВПО «Забайкальский государственный гуманитарно-педагогический университет им Н.Г.Чернышевского»

 

Образовательно-профессиональное пространство вуза как педагогическое условие формирования конкурентоспособности личности студента

Представлены результаты проведенного исследования, посвященного проблеме проектирования образовательно-профессионального пространства вуза по формированию конкурентоспособности личности студента. Актуальность исследования определяется проникновением рыночных отношений во все сферы жизнедеятельности, в том числе и в образование, возникает необходимость приспособления к быстроизменяющимся условиям жизни, потребность формирования конкурентоспособности личности. 

 

14 марта 2012 года в Диссертационном совете Д 212.071.01 Иркутского государственного лингвистического университета состоялась защита диссертации Антоновой Аллы Борисовны на тему: «Репрезентация концепта DRINKING в современном английском языке» на соискание ученой степени кандидата филологических наук по специальности 10.02.04 – германские языки.

Научный руководитель – кандидат филологических наук, доцент Воронова Светлана Кимовна.

 

14 марта 2012 года в Диссертационном совете Д 212.071.01 Иркутского государственного лингвистического университета состоялась защита диссертации Антоновой Аллы Борисовны