2012-№1

Рубрика главного редактора

Уважаемые читатели и авторы публикаций!

Вашему вниманию предлагается очередной выпуск научно-педагогического журнала «Magister Dixit» Иркутского государственного лингвистического университета. Журнал был создан в 2011 году как мультидисциплинарное издание. Мы надеемся, что он действительно станет местом встречи учителей-практиков, преподавателей средне-специальных образовательных учреждений, преподавателей вузов, представителей органов управления образованием, ученых, а также виртуальной площадкой, где можно будет обменяться мнениями по самым важным на сегодня вопросам науки и образования, высказаться по спорным и не всегда однозначным вопросам педагогической теории и практики...Читать далее

 

От межконфессиональной толерантности к толерантности социальной

УДК 32 (075.8) ББК 66.3
Участие Нижегородского государственного лингвистического университета в гуманитарных проектах СНГ

Статья посвящена анализу роли и значения сотрудничества российских вузов со странами-участницами СНГ в рамках гуманитарных проектов. Исследуются возможности и перспективы Нижегородского государственного лингвистического университета в сфере гуманитарного и образовательного сотрудничества со странами СНГ.

 

страны СНГ; сотрудничество российских вузов со странами-участниками СНГ; образовательное пространство; гуманитарные проекты
УДК 378.1 ББК 74.58
Подготовка межкультурных посредников в Минском государственном лингвистическом университете

В данной статье представлен опыт создания Лингвапарка как инновационной научно-образовательной среды, что способствует подготовке высококлассных специалистов-профессионалов.

 

образовательная среда; подготовка переводчиков; Лингвапарк; инновационный лингвистический продукт; языковое сопровождение

Философия образования

УДК 378.1 П44
Экзистенциальное направление в психолого-педагогической науке

В статье рассматривается сущность экзистенциального подхода, его роль и место в пространстве современной психолого-педагогической науки. Анализируются основные группы экзистенциальных проблем, а также принципы, лежащие в основе экзистенциальной психологии и педагогики.

 

экзистенциализм; феноменология; личностный рост; самоактуализация
УДК 378.01 ББК 74.58
Место «событийного» (инновационного) опыта в становлении педагогической деятельности

В статье представлено понимание и эмпирические признаки «событийного» (инновационного) содержания опыта. Показано место «событийного» опыта в становлении педагогической деятельности.

 

«событийный» (инновационный) опыт; образовательное событие; становление; педагогическая деятельность

Дискурс и текст: векторы исследования

УДК 81.00 Д18 ББК Ш 141.01.2973
Дискурс смысла жизни

Главный императив эволюционной этики гласит: культура – венец физической, биотической и психической эволюции. Но она эволюционирует и внутри себя – от примитивных форм религии, науки, искусства, нравственности, политики, языка, пищи, одежды, жилища и техники к их всё более и более совершенным формам. Смысл человеческой жизни состоит в том, чтобы удачно вписаться в культурную эволюцию (культурогенез, гоминизацию), т.е. в стремлении впитать в себя как можно больше предшествующей культуры и внести в неё максимальный личный вклад.

 

дискурс; эволюция; инволюция; животное; человек; анимализация; гоминизация; смысл жизни; культура; религия; наука; искусство; нравственность; политика; язык; пища; одежда; жилище техника; М.А. Шолохов; Г. Геббельс
УДК 811.111-26 ББК 81.032+81.001.2
Лингвистические параметры молодежной субкультуры как дискурсивного сообщества

В данной статье рассматривается проблема определения лингвистических параметров молодежной субкультуры. Цель исследования – выявление лингвистических параметров субкультуры как дискурсивного сообщества.

 

субкультура; дискурсивное сообщество

Личность и медиа: гуманитарное исследование в медиаобразовании

УДК 37(4/9) ББК 74.04(3)
Медиаобразовательные центры в Австралии
В статье анализируется деятельность (основные цели и задачи, целевая аудитория, теоретические концепции, базовые блоки моделей, формы и методы работы) наиболее значимых центров медиаобразования в современной Австралии, среди которых лидирующее положение занимают организации Совет медиаобразовательных организаций Австралии (Council of Australian Media Education Organizations Inc. - CAMEO) и «Австралийские медиапедагоги» (Australian Teachers of Media – ATOM).

Написано при финансовой поддержке Федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 годы по мероприятию 1.1. (III очередь) – «Проведение научных исследо-ваний коллективами научно-образовательных центров» по лоту № 5. 2010-1.1-305-021 «Проведение научных исследований коллективами научно-образовательных центров в области психологических и педагогических наук», ГК 02.740.11.0604 по теме «Анализ эффективности российских научно-образовательных центров в области медиа-образования по сравнению с ведущими зарубежными аналогами» (рук.проекта – доктор педагогических наук, профессор А.В.Федоров).

центры медиаобразования; медиаобразование; медиаграмотность; медиакомпетентность; Австралия; сравнительный анализ; школы; вузы; педагоги
УДК 378 ББК 74.58
Информационно-образовательное пространство вуза как одно из условий формирования медиакомпетентности личности: к постановке вопроса

Статья посвящена изучению проблемы информационно-образовательного пространства, направленного на формирование медиакомпетентности личности.

 

медиакомпетентность; образовательное пространство; информационно-образовательное пространство
УДК37.035.44 ББК 74.580
Структурно-функциональное моделирование процесса формирования медиакомпетентности вторичной языковой личности

В статье представлено описание понятия медиакомпетентности вторичной языковой личности и модель ее формирования на основе анализа медиаобразовательных моделей, созданных отечественными и зарубежными медиапедагогами в соответствии с промежуточными результатами проводимого исследования.

 

медиаобразование; медиакомпетентность; модель; педагогические условия
УДК 37.011 ББК 74.580
Потенциал учебной дисциплины «английский язык» в системе факторов формирования медиакомпетентности студентов в условиях технического вуза

В статье рассматриваются актуальность и способы интеграции дисциплины «Английский язык» и «Медиаобразование». Дается обоснование эффективности их комплексного применения для формирования медиакомпетентности студентов технического вуза.

 

медиаобразование; английский язык; медиакомпетентность; интеграция; потенциал; студенты технического вуза; компетенции

История педагогики и образования

УДК 378.01 ББК 74.200.25
Проблема качества подготовки профессионально-педагогических кадров в Восточной Сибири: исторический аспект

В данной статье автор рассматривает проблему качества подготовки профессионально-педагогических кадров в Восточной Сибири во второй половине XIX – начала XX вв. и определяет пути творческого переосмысления педагогического опыта в условиях современного образовательного пространства региона. В работе представлены уникальные факты, которые позволяют определить особенности формирования системы педагогического образования в дореволюционной России в сравнении с организацией педагогического процесса в Восточной Сибири в 1872-1919 гг.

 

проблема качества подготовки; качество образования; профессионально-педагогические кадры; Восточная Сибирь
УДК 37.015 ББК 74.03
Взгляд из XXI века: образование и Русская Православная Церковь

Данная статья включает аналитический материал, касающийся вопроса взаимодействия Русской Православной Церкви и правительства в области образования. Для анализа автор выбрал период с середины 19 века, так как считает, что это наиболее значимый период в решении вопроса духовно-нравственного воспитания. В данной статье используются материалы из Государственного архива Иркутской области, что позволяет рассмотреть проблему статьи на определенном регионе России.

 

Русская Православная Церковь; православная культура; духовно-нравственное воспитание; светский характер образования

Актуальные вопросы профессиональной педагогики

УДК 378.036 ББК 74.58
Творчество в деятельности педагогов высшей школы

Основываясь на уже озвученных в педагогической науке определениях творческой способности; творчества в педагогической деятельности; автор данной статьи предлагает ряд практических разработок, которые разнообразят творческую профессиональную деятельность педагога высшей школы.

 

творчество; педагогическое творчество; квест-проект; web-квест; кейс-метод
УДК 378 ББК 74.5
Технология научно-педагогического исследования в процессе подготовки и переподготовки дефектологов

В данной статье рассматриваются вопросы технологии организации и сопровождения научно-педагогического исследования в процессе подготовки и переподготовки дефектологов. Раскрывается значимость и приоритетность научно-исследовательского вида деятельности в период профессионального обучения; представлены научные подходы к обоснованию и выделению существенных признаков технологии выполнения научно-педагогического исследования; показаны предметно-специализированные особенности разработки и внедрения технологии научно-педагогического исследования в учебно-образовательный процесс.

 

технология; научно-педагогическое исследование; дефектология; профессиональная подготовка; переподготовка
УДК 378.032 ББК 74.58
Содержание экспертно-аналитической деятельности по оценке качества конкурентоспособности личности студента

В данной статье рассматривается пример организации оценки качества в вузе посредством экспертно-аналитической деятельности преподавателя при формировании конкурентоспособности личности студента

 

конкурентоспособность личности; экспертно-аналитическая деятельность
УДК 37.075.8 ББК 74.5
Web-портфолио на виртуальном рынке труда как технология эффективного привлечения потенциального работодателя к личности будущего педагога

В статье рассматривается технология web-портфолио как технология эффективного привлечения работодателя к личности будущего педагога. Выявлены проблемы, обусловливающие актуальность использования данной технологии в современных вузах. Представлены основные типы web- портфолио, выделена структура web-портфолио карьерного роста, позволяющая будущему педагогу успешно позиционировать себя на виртуальном рынке труда.

 

web-портфолио; виртуальный рынок труда; трудоустройство; взаимодействие с работодателями; карьера
УДК 37.035.44 ББК 74.00
Коммуникативная компетентность педагога: сущность и структура

В статье представлен опыт осмысления   коммуникативной компетентности как категории современной педагогической науки и практики. Анализ подходов к пониманию её сущности позволил подойти к вопросу о выделении трех взаимосвязанных структурных компонентов коммуникативной компетентности: мотивационно-ценностного, когнитивного, операционно-деятельностного.

 

компетентность; педагогическая компетентность; коммуникативная компетентность; компоненты коммуникативной компетентности
УДК 37.013 ББК 740
Интерпретация понятия «готовность к осуществлению фандрайзинга»

В данной статье делается попытка определения сущности понятия «готовность к фандрайзингу» как значимого качества современного специалиста в условиях профессиональной подготовки; выявляется характер взаимосвязи таких явлений, как «фандрайзинг» и «готовность к его осуществлению».

 

фандрайзинг; готовность; профессиональная готовность; осуществление фандрайзинга

Музейная педагогика

УДК 370 ББК 74.200.25
К вопросу о роли музея в воспитании национального самоопределения у детей

Статья посвящена вопросам воспитания национального самоопределения детей в рамках музейной педагогики в условиях нарастающей тенденции увеличения этносов и субэтносов с целью создания бесконфликтного этнического пространства на территории РФ и Восточной Сибири в частности при использовании принципов педагогической антропологии.

 

антропологемы; антропопрактика; воспитание самоопределения; культурная память; культурный и биологический возраст; музейная педагогика; национальная идентичность; педагогическая антропология; перепись населения; человеческий потенциал, этнос

Педагогическая психология

ББК 88.3 УДК 37.014
Атрибутивная интеграция как методологический принцип диалога психологических концепций: на примере понятия «индивидуальный стиль»

Статья посвящена проблеме интеграции различных психологических теорий. В работе представлен один из возможных методологических принципов решения этой проблемы. Статья содержит опыт применения атрибутивной интеграции как методологического принципа на примере психологических стилевых теорий, а также предварительные результаты и выводы применения этого принципа.

 

интеграция психологических теорий; принцип атрибутивной интеграции; семантический инвариант понятия; вариативность форм проявления понятия; индивидуальный стиль как объект атрибутивной интеграции
УДК 37.062 ББК 88.4
Анализ особенностей отношения к здоровому образу жизни иностранных и российских студентов

В статье приводится анализ отношения иностранных (студентов из Китая) и русских студентов к здоровому образу жизни, а также предложены методы формирования здорового образа жизни студентов в зависимости от их ценностных ориентаций.

 

здоровье; здоровый образ жизни; задачи здорового образа жизни; ценности

Страницы истории

УДК 39 (57.2) ББК 63.5 (2)
Особенности развития промыслов и кустарного производства в Иркутской губернии в конце XIX в.

В статье освещается значимость природно-географических условий и экономических факторов на развитие промыслов и кустарного производства Иркутской губернии в конце XIX века.

Цель статьи – дать комплексное представление особенностей развития кустарно-промысловой базы Иркутской губернии в конце XIX века.

 

промыслы; кустарное производство; заимка; паточное производство; шорное производство; обечайка, старожилы; переселенцы; шерстобитно-валяльный промысел; пимокатное производство; побочные заработки
УДК 376.623 ББК 63.5
Казачество Восточной Сибири в начале ХХ века

Статья посвящена описанию роли и положения казачества в жизни Восточной Сибири в начале ХХ века. В настоящее время роль казачества в социальной жизни России становится все более значимой: правительство принимает меры по государственному становлению казачества. Наряду с этим возрастает интерес к истории казачества Сибири, которая не получила должного изучения в исследовательских работах. Цель данной статьи – на основе анализа архивных документов рассмотреть положение казачества в Восточной Сибири, сделать выводы о роли казачества в социально-политической жизни этого региона.

 

казачество; Восточная Сибирь; социальное положение; образование

Проблемы управления качеством образовательного процесса

УДК 378.1 ББК 74.2
Технология формирующего оценивания как средство обеспечения качества обучения

В статье рассматриваются технологические средства обеспечения качества обучения в общеобразовательной школе. Одним из эффективных способов достижения качества обучения является формирующее оценивание.

 

качество; формирующее оценивание; технология

Социолингвистические исследования

УДК 81’25 ББК 81.2-7
О социолингвистических основах перевода

В результате исследования связи переводоведения с социолингвистикой в КНР и за рубежом предлагается следующее: используя социолингвистический принцип в переводоведении, исследователю необходимо учитывать эстетику, стилистику и прагматику. Переводчик должен уделять особое внимание социальности речи и её социостилистической окраске, так как перевод является перевоплощением - воспроизводством образов социального видения оригинала, при этом реализуется также социолингвистический образ переводчика, его стиль и социальный принцип выбора в переводческой операции.

 

связь переводоведения с социолингвистикой; эстетика; стилистика; прагматика; социальность речи и её социостилистическая окраска; перевоплощение - воспроизводство образов социального видения оригинала; социолингвистический образ переводчика; стиль переводчика
УДК 81'276.5:378.18 ББК 81.001.2
Опыт социолингвистического анализа сленговой лексики студентов

В данной статье представлен результат социолингвистического анализа сленгизмов, употребляемых студентами в сфере «Учебная деятельность», с обоснованием влияния системы обучения на содержание и формирование данного слоя лексики.

 

сленг; сленгизм; сленговая лексика; студенческий сленг; социолингвистический анализ; тематические группы студенческого сленга; модели словообразования сленгизмов; внутривузовский жаргон

Управление образованием

УДК 371. 351.851 ББК Ч. 251.483
К некоторым критериям профессиональной компетентности руководителя общеобразовательного учреждения

В статье характеризуются критерии профессиональной компетентности руководителя общеобразовательного учреждения как инструмент измерения развития профессионально значимых способностей и компетентностей руководителя через призму психологической культуры.

 

профессиональная компетентность руководителя общеобразовательного учреждения; критерии компетентности руководителя; внешний и внутренний интегральные критерии; саморегуляция деятельности; психологическая культура

Детский сад: теория и практика

УДК 373 ББК 74.1
Инновационные формы взаимодействия педагогов ДОУ и родителей через web-сайт

В представленной статье рассматриваются предпосылки к инновационной форме взаимодействия педагога ДОУ и родителей через Web-сайт. Проведен анализ информации размещенной на персональных Web-сайтах педагогов ДОУ, имеющихся онлайн конструкторов, как российских, так и зарубежных, профессиональных сетевых сообществ педагогов ДОУ.

 

Web-сайт; сотрудничество; Web-конструктор; педагог ДОУ
УДК 373 ББК 74
Развитие мотивации познавательной деятельности у старших дошкольников

В статье описан процесс развития мотивационной сферы ребёнка,   представлен опыт педагоговНДОУ «Детского сада № 223 ОАО «РЖД» г. Иркутска по развитию мотивации старших дошкольников в игровой деятельности.

 

мотивационная сфера; доминирующие установки; мотивация поведения и деятельности; мотиваторы; мотивированное поведение ребёнка; система поощрения

Внимание: опыт

УДК 373.1.013. ББК 13.00.01
Формирование социальной компетентности подростка сельской школы и производственный сельскохозяйственный труд

В статье рассмотрены рациональные педагогические пути социальной компетентности подростка сельской школы и определены содержание и организационные формы качественного профильного образования, направленного на удовлетворение потребностей школьников в выборе профессии.

 

социальная компетентность; сельская школа; производственный труд
УДК 37.011.31 ББК 74.5
Дневник студента как средство формирования креативной компетентности личности (из опыта работы)

В статье рассматривается сущность понятия «креативная компетентность» с позиции компетентностного подхода, описывается опыт использования «Дневника Креативного» как средства формирования креативной компетентности личности студента.

 

инновация, компетентностный подход; креативная компетентность личности; дневник креативного; креативный продукт