№1

Рубрика главного редактора

Уважаемые читатели и авторы публикаций!

Предлагаем Вашему вниманию первый, как принято сейчас называть, – «пилотный» номер электронного научно-педагогического журнала Восточной Сибири «Magister Dixit»(http://md.islu.ru/), инициируемый Иркутским государственным лингвистическим университетом.

Читать далее

Философия образования

УДК 37.032 ББК 87:71
Смысл индивидуального самопроявления в контексте культуры

В статье представлен материал, раскрывающий особенности творческого видения индивидуальности в эпоху античности.

индивидуальность, индивидуальное самопроявление, культура античности, творческая самореализация, творческое видение

Личность и медиа: гуманитарное исследование в медиаобразовании

УДК 316.77:001.8 ББК С55.325.1:С55.57с
Оценка медиакомпетентности студентов: анализ результатов тестирования

Констатация уровней медиакомпетентности студентов основывается на разработанной автором классификация показателей медиакомпетентности (развития аудитории в области медиакультуры). В соответствие с ней аудитории предлагаются основные блоки вопросов и заданий: для выявления уровней мотивационного показателя медиакомпетентности аудитории (жанровые, тематические, психологические, терапевтические, эмоциональные, гносеологические, моральные, интеллектуальные, творческие и эстетические мотивы по которым осуществляется контакт аудитории с медиатекстами); для выявления уровня пользовательского/контактного показателя (частоты контактов с различными видами медиа, пользовательские умения по отношению к медиа) медиакомпетентности аудитории; для выявления уровня когнитивного/информационного показателя (знаний терминологии, истории и теории медиакультуры) медиакомпетентности аудитории.

 

Написано при финансовой поддержке Федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 годы по мероприятию 1.1. (III очередь) — «Проведение научных исследований коллективами научно-образовательных центров» по лоту № 5. 2010-1.1-305-021 «Проведение научных исследований коллективами научно-образовательных центров в области психологических и педагогических наук», ГК 02.740.11.0604 по теме «Анализ эффективности российских научно-образовательных центров в области медиаобразования по сравнению с ведущими зарубежными аналогами» (рук.проекта — доктор педагогических наук, профессор А.В.Федоров).

медиакомпетентность; уровни медиакомпетентности; студенты; медиаобразование; медиапедагогика; медиаграмотность; медиакультура; тестирование; анализ; вуз
УДК 378.225 ББК 74.204
Проблема формирования медиакомпетентности будущего учителя назрела и требует обсуждения
В статье рассматриваются социальные и культурные детерминанты влияющие на качественное изменение требований к личности учителя, медиакомпетентность как неотъемлемое свойство нового учителя для новой школы. Представлены основные этапы развития медиаобразования на кафедре педагогики ГОУ ВПО ИГЛУ в социально-гуманитарном контексте реализации президентских инициатив «Наша новая школа», которые отражают субъективный аспект понимания категории «медиакомпетнтность» в широком социокультурном значении.

 

студент; личность учителя; медиакомпетентность; информационное общество; медиаобразование; научно-образовательный центр; медиа-образовательное пространство
УДК 37.075.8 ББК 74.58
Путь к технологиям поколения web 2.0: web-портфолио в медиаобразовательном пространстве вуза (из опыта работы кафедры педагогики ГОУ ВПО ИГЛУ)
Рассмотрена сущность понятия «web-портфолио», а также его дидактический потенциал в процессе подготовки будущих педагогов. Описан положительный педагогический опыт внедрения «web-портфолио» в медиаобразовательное пространство конкретного вуза.

 

«медиаобразование», «медиакомпетентность», «образовательное пространство», «медиаобразовательное пространство», «медиапродуктивная деятельность», «медиатворчество»
УДК 37.011 ББК 74.58:73
К сущности понятия «медиаобразование»
В данной статье делается попытка осуществить анализ понятия «медиаобразование». Приводится множество его понятийных интерпретаций, имеющихся в научных исследованиях. Проведенное исследование позволило автору сделать вывод о том, на современном этапе его рассматривают с разных позиций, отсутствует единый терминологический аппарат.

 

медиа, образование, медиаобразование, средства массовой коммуникации, средства массовой информации, личность, критическое мышление
УДК 378.147 ББК 74.204:73
Влияние информационной сети интернет на профессиональное образование педагога

Статья посвящена изучению современных тенденций глобализации, сложным и дискуссионным процессам в высшем профессиональном образовании, в том числе, роли Интернета во взаимовлиянии двух пространств «информационного» и образовательного. Рассматриваемые вопросы рисуют общую картину процессов информатизации высшего профессионального образования на современном этапе, а выводы авторов и их прогнозы позволяют выстроить вероятные модели  его развития в будущем.

образовательное пространство; информационное пространство; медиаобразовательное пространство; медиаобразование; медиакомпетентность; дистанционное обучение; виртуальный кабинет преподавателя; web-портфолио; информационно-коммуникационные технологии

История педагогики и образования

УДК 374.72 ББК 74.200.58(2Р-4Ир)г
Особенности развития внешкольного образования в Иркутске в начале XX века

В статье рассмотрены особенности становления внешкольного образования в Иркутске (исторический аспект). Автором обосновывается позиция необходимости развития внешкольного образования в начале XX века. На материале документов и фактов представлены различные виды и типы реализации внешкольного образования в Иркутске в начале XX века.

история образования, дополнительное образование, Иркутск, начало XX века
УДК 371.5 ББК 74.2(2Р-4Ле)г
Событийный характер организации жизнедеятельности Лицеев 19 века (на примере Царскосельского Лицея)

В статье представлен анализ организации жизнедеятельности воспитанников Царскосельского Лицея с точки зрения образовательной событийности. Проведён краткий сравнительный анализ характеристик жизнедеятельности Лицея 19 века и современных признаков образовательной событийности.

Царскосельский Лицей, жизнедеятельность, событие, образовательное событие

Актуальные вопросы профессиональной педагогики

УДК 37.013.42 ББК 88.4:74.58
Cтимулирование позитивного самоотношения будущих специалистов сферы обслуживания как условие формирования профессионально значимых коммуникативных умений

В статье предпринята попытка рассмотреть психолого-педагогический аспект стимулирования позитивного самоотношения будущих специалистов сферы обслуживания как условия формирования профессионально значимых коммуникативных умений.

коммуникация, коммуникативные умения, профессионально значимые коммуникативные умения, самоотношение
УДК 37.013 ББК 74.58:87.7
Деонтологическая составляющая коммуникативной культуры

В статье обосновывается необходимость деонтологического элемента в структуре коммуникативной личности курсанта образовательного учреждения МВД России.

коммуникативная культура, теория коммуникации, коммуникативная личность, курсант
УДК 378 ББК 74.58:74.4
Организация самостоятельной подготовки в учебно-военном центре гражданского вуза

Статья под названием «Организация самостоятельной подготовки в учебно-военном центре гражданского вуза» об организации такой формы учебного процесса как самостоятельная подготовка курсантов, планируемая и осуществляемая при подготовке будущего офицера в учебно-военном центре гражданского вуза. Данная форма обучения способствует развитию ряда профессионально значимых качеств офицера Вооруженных Сил.

самостоятельная подготовка, учебно-военный центр, профессионально значимые качества офицера, подготовка, гражданский вуз
УДК 378.1 ББК 74.202.4
Критериально-уровневое оценивание учебных достижений как способ повышения качества обучения

Статья затрагивает проблему оценивания и регистрации достижений учащихся. Одним из действенных способов контроля на современном этапе является критериально-уровневое оценивание, способствующее повышению качества обучения.

качество, оценивание, критерии, уровень
УДК 378.1 ББК 74.24(2P-4Ал)
К проблеме подготовки менеджеров современного образовательного учреждения республики Алтай

В статье дается оценка современного качественного состояния управленческих ресурсов образования Республики Алтай. Характеризуется региональная система подготовки менеджеров образования. Даны фрагменты учебно-методического обеспечения профессиональной подготовки менеджеров образования.

менеджер образования; качественное состояние управленческих ресурсов; система профессиональной подготовки менеджеров образования; учебно-методическое обеспечение профессиональной подготовки менеджеров образования
УДК 37.011.31 ББK 74.58
Командная работа как условие формирования креативной компетентности будущего педагога

В статье предлагается авторское определение понятия «креативная компетентность будущего педагога», раскрываются предпосылки формирования креативной компетентности будущего педагога с точки зрения командной работы. Дано обоснование выбора термина командная работа.

креативная компетентность будущего педагога, команда, командная работа, групповая работа, научное сотворчество
УДК 378.1 ББK 74.58
Актуальные проблемы высшего образования в контексте формирования конкурентоспособной личности студента
В статье рассмотрены проблемы целеполагания, мониторинга, экспертизы и управления качеством высшего образования, собственно организации в вузе формирования конкурентоспособной личности студента, решение которых потенциально обеспечивает эффективность данного формирования.

 

целеполагание, система менеджмента качества, компоненты конкурентоспособной личности

Социальная педагогика

УДК 37.013.42 ББK 60.55
Гуманизм как теоретико-методологическая основа социальной педагогики

В представленном материале электронного учебника «Социальная педагогика» рассматривается проблема гуманизма в контексте кризиса духовно-нравственных основ современного общества и поиск путей новой гуманистической ориентации системы воспитания подрастающего поколения.

гуманизм, стабилизация общества, духовно-нравственное воспитание, защита духовности человека

Музейная педагогика

УДК 37.02; 371 ББК 79.1
Музей как медиативное пространство диалога культур: парижский «Музей на набережной Бранли»
Музей выполняет несколько задач: хранение и экспозиция коллекций, развитие научных исследований, организация культурологического образования. Коллекция музея призвана пробуждать интерес к другой культуре, воспитывать толерантное отношение и уважение к людям другой национальности, иной культуры. В статье рассматриваются подходы к организации музейной педагогики и педагогики музейной деятельности, позволяющих организовывать культурно-просветительную деятельность и создавать условия для диалога с носителем другой культуры.
«Музей на набережной Бранли», это место встречи материальных следов различных культур, место встречи смыслов и значений, что и позволяет рассматривать его музейное пространство как пространство культурно-исторического диалога. 

 

медиативное пространство, диалог культур, толерантность, музейная педагогика, педагогика музейной деятельности

Воспитание в школе

УДК 37.017.93 ББК 74.200.52
Духовно-нравственное воспитание как единая цель церкви и государства
В статье изложены основные положения Концепции духовно-нравственного воспитания гражданина России, государственных стандартов и закона РФ, связанных с проблемой духовно-нравственного воспитания и деятельностью Российской Православной Церкви по решению данной проблемы. В статье конкретизируется актуальность изучения данной проблемы, обосновывается необходимость взаимодействия церкви и государства при решении данного вопроса. В статье указывается на укрепления положения церкви и ее влияния на образование России; для примера, рассматривается одно из православных общеобразовательных учреждений г. Иркутска, задачи, которые ставит перед собой данная гимназия в воспитании детей и формы работы, используемые по духовно-нравственному воспитанию обучающихся.
концепция духовно-нравственного воспитания; общечеловеческие ценности; духовный кризис; православное образование; светское образование; формы духовно-нравственного воспитания
УДК 373.1.013 ББК 74.200.52
Система трудового воспитания в школе как условие оздоровления социальной среды села

В данной статье представлен опыт организации трудового воспитания в сельской школе, позитивно влияющий на характеристики социальной среды сельской местности.

социальная среда в сельской местности, сельская школа, трудовое воспитание, сельскохозяйственный труд

Педагогическая психология

УДК 37.015.3 ББК 88.8
Философско-психологический анализ проблемы экспектаций как механизма индивидуального сознания личности

Представлены материалы исследования, цель которого – теоретическое и практическое обоснование экспектаций как составляющих индивидуального сознания личности, в которых воплощены ее представления об отношениях к ней других людей. Обосновано положение о том, что ожидаемые оценки (экспектации) отражают потребность человека в отношениях к нему других людей. Экспектации личности являются выражением личностного выбора и образуют комплекс, характеризующий сознание личности. Вклад автора состоит в осуществлении содержательного анализа и выявлении теоретических предпосылок изучения экспектаций как механизма индивидуального сознания личности; выделении эмпирическим путем и описании личностных особенностей ожидаемых оценок.

личность, сознание, ожидаемые оценки (экспектации), отношение, социальное мышление, коммуникативность

Страницы истории

УДК 378.126 ББК 74.58(2Р-4Ир)г
Развитие научно-исследовательской работы кафедр юридического факультета Иркутского госуниверситета в 1950-х — 1980-х г.г.

В данной статье рассматривается проблема повышения и показатели роста научного потенциала преподавателей и студентов-юристов Иркутского госуниверситета. Цель исследования: выявить тенденции и недостатки НИР юридического факультета ИГУ.

направления НИР, юридическое образование, план научных исследований, остепененность профессорско-преподавательского состава

Теоретические и практические вопросы обучения иностранным языкам

УДК 372.8 ББК 74.58:74.261.7
Аутентичность тестирования как условие реализации когнитивно-коммуникативного контроля в обучении иностранному языку

В статье рассматриваются альтернативные формы оценивания знаний студентов по иностранному языку, основанные на интеграции приемов тестирования и каждодневного обучения. Проблема организации альтернативного тестирования поднимает проблему аутентичности тестовых материалов, которая рассматривается с позиций когнитивно-коммуникативного подхода как связь теста с жизненными ситуациями, учебно-воспитательным процессом и личностью обучающихся.

 

аутентичность, тестирование, когнитивно-коммуникативный подход, длительный мониторинг, измеряющая, обучающая и развивающая функции, познавательные возможности обучающихся

Дебют в науке

УДК 37.011.31 ББК 74.204:87.715
Диагностика составляющих имиджа будущего педагога в вузе

Представлены результаты исследования составляющих имиджа будущего педагога в вузе, проведен анализ имиджевых качеств «позитивно оцениваемого» и «негативно оцениваемого» педагога, описана динамика характеристик имиджа педагога в вузе в оценках студентов на разных этапах обучения (с 1 по 5 курс).

 

имидж педагога, имиджевые качества, «позитивно оцениваемый» имиджа педагога, «негативно оцениваемый» имиджа педагога, динамика показателей имиджа педагога
УДК 378 ББК 65.9(2)240
Потенциал специальности «Теория и методика преподавания иностранных языков и культур», квалификация «Лингвист, преподаватель»

В данном исследовании делается попытка осуществить анализ некоторых принципиально новых явлений и тенденций, которые ярко проявляют себя на рынке труда в социально-экономических условиях информационного общества современной России, что не может оказать существенное влияние на эволюцию образовательного сектора страны. Автором предприняты попытки  разработать возможные пути решения проблемы трудоустройства выпускников специальности «Теория и методика преподавания иностранных языков и культур», квалификация «Лингвист, преподаватель».

высшее профессиональное образование; рынок труда; работодатели; профессиональная мобильность; профессиональная компетентность
УДК 37.011.31 ББК 74.204:87.715
Характеристика имиджа педагога

В статье проведен анализ определений «имидж», «имидж педагога». Рассмотрены структура имиджа педагога и принципы его построения. Представлены результаты анкетирования студентов по определению содержания имиджа педагога.

Имидж, имидж педагога, модель имиджа современного педагога, принцип коммуникативности, принцип речевого воздействия, принцип гармонии визуального образа, принцип саморегуляции
УДК 37.02; 371 ББК 26.891л6
Основы деятельности краеведческого музея: традиционные и инновационные формы его работы

В данном исследовании освещены основные характеристики музейной деятельности: объект и субъект, его функции, задачи, формы работы. В статье представлена классификация источников знаний и степени активизации познавательной деятельности студентов (экскурсантов), взаимосвязь эффективности музейной и научно-просветительной деятельности с коллективом и аудиторией, принимающей информацию, а также определена среда развития музея.

краеведческий музей, патриотизм, патриотическое воспитание, музейная культура, экспозиция краеведческого музея
УДК 37.011.31 ББК 88.4
Стрессоустойчивость как современная характеристика личности педагога

Рассматривается актуальная проблема формирования стрессоустойчивости личности педагога. Определены понятия «стресс», «стрессоустойчивость личности», охарактеризованы источники и причины стресса, представлены факто­ры, смягчающие воздействие стресса на психическое и физическое здоровье личности педагога.

стресс, психический стресс, стрессоустойчивость личности, социальная поддержка, реактивность вегетативной нервной системы релаксация

Внимание: опыт

УДК 378.374 ББК 65.9(2)240
Востребованность, трудоустройство и сопровождение профессиональной карьеры выпускников

В статье представлены основные направления и опыт работы по содействию трудоустройству выпускников и сопровождению их профессиональной карьеры.

трудоустройство, профессиональное становление, карьера, профориентация
УДК 378.374 ББК 65.9(2Р-4Ир)240
Пути решения проблем трудоустройства выпускников педагогических специальностей (из опыта работы кафедры педагогики ГОУ ВПО ИГЛУ)

В статье представлены основные направления работы кафедры по решению проблемы трудоустройства выпускников педагогических специальностей ИГЛУ: создание информационной системы, экспертно-аналитическое сопровождение процесса практической подготовки, формы и методы взаимодействия с потенциальными работодателями, оптимизация содержания и организации профессиональной подготовки по педагогическим дисциплинам.

трудоустройство, взаимодействие с работодателями, оптимизация содержания профессиональной подготовки
УДК 378.18 ББК 74.58:74.202.4(2Р-4Ир)
Опыт использования диалоговых технологий в процессе гражданского воспитания студентов вуза

В статье раскрывается суть и условия эффективной реализации современных педагогических диалоговых технологий. Рассматривается опыт реализации диалоговых технологий в Иркутском государственном лингвистическом университете в области гражданского воспитания студентов. Приводится описание сравнительного исследования по распределению мнений студентов о ценностях, способствующих достижению успеха.

диалоговые технологии, гражданское воспитание студентов вуза

События

15 марта 2011 года состоялась защита кандидатской диссертации на заседании диссертационного совета Д.212.135.03 по присуждению учёной степени доктора и кандидата педагогических наук в ГОУ ВПО МГЛУ.

Оставить ее незамеченной весьма трудно… 

Педагогические условия формирования медиакомпетентности вторичной языковой личности

Представлены результаты проведенного исследования, посвященного проблеме формирования медиакомпетентности вторичной языковой личности. Актуальность исследования определяется интенсивным развитием единого мирового информационного пространства и возрастающей ролью медиа в обществе, обуславливающие необходимость выявления педагогических условий формирования медиакомпетентности вторичной языковой личности обучающихся.