Федоров Александр Викторович

mediashkola@rambler.ru

Место работы: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Таганрогский государственный педагогический институт им. А.П. Чехова», г. Таганрог, Ростовская область, Россия

 

Ученая степень, ученое звание: доктор педагогических наук, профессор

 

Должность: проректор по научной работе

Основное направление научных исследований: медиаобразование, медиакультура, медиапедагогика

 
Президент Ассоциации кинообразования и медиапедагогики России. Главный редактор журнала «Медиаобразование». Член Союза кинематографистов России (с 1984), Национальной Академии кинематографических искусств и наук России (с 2002), IRFCAM (Международного форума исследователей в области медиа, Сидней, Австралия), Международной палаты «Дети, Молодежь и Медиа» (International Clearinghouse on Children, Youth and Media), ФИПРЕССИ (FIPRESCI) и CIFEJ (Международного центра фильмов для детей и молодежи, Монреаль, Канада). Эксперт Российского Фонда фундаментальных исследований (РФФИ). Член Правления союза кинематографистов России.
Лауреат премии Союза кинематографистов по кинокритике и киноведению (1983) и премии Гильдии киноведов и кинокритиков России (2001), премии «За выдающийся вклад в развитие медиаобразования» (2007). Награжден Дипломом Министра культуры РФ «За большой вклад в сохранение духовно-культурного наследия России» (2008). Лауреат Всероссийского конкурса «Лучшая книга по коммуникативным наукам и образованию» (1 место в номинации «Медиаобразование») за книгу «Медиаобразование будущих педагогов».
Лауреат всероссийского конкурса ведущих научных школ РФ (2003-2005) по программе Президента РФ, гранта по Федеральной целевой программе «Развитие научного потенциала высшей школы» (2006-2008) Министерства образования и науки Российской Федерации, научно-исследовательских грантов по гуманитарным наукам (по темам медиа, киноискусства и медиаобразования): Российского гуманитарного научного фонда (1999-2000 и 2001-2003, 2004-2006, 2008-2009, 2009-2010), Президента Российской Федерации для поддержки творческих проектов общенационального значения в области культуры и искусства (2001-2002), Министерства образования России (1997-2000), Программы «Университеты России» (2002-2003), Института «Открытое общество» - по различным направлениям исследований в области гуманитарных наук (1997-2002), Центрально-Европейского университета (1998, 2006), американских фондов Мак-Артуров (1997, 2003-2004) и Института Кеннана (2003), немецкого фонда DAAD (2000, 2005), Швейцарского научного фонда (2000), Фонда поддержки научных исследований Франции Foundation - Maison des science de l’homme (2002, 2009), ECA Alumni (2004), ИНО-Центр–МИОН: Межрегиональные исследования в общественных науках» (2004-2005) и др. Руководитель медиаобразовательного проекта по Федеральной целевой программе «Научные и научно-педагогические кадры» (2010-2012).
Автор книг по проблемам российского и зарубежного киноискусства, теории, истории и методике медиаобразования. Публикуется по вопросам киноискусства и медиаобразования с 1978 года (свыше 400 статей в российских и зарубежных журналах). Печатался в научных сборниках, в журналах: «Alma Mater: Вестник высшей школы», «Вестник Российского гуманитарного научного фонда», «Высшее образование в России», «Инновации в образовании», «Телекоммуникации и информатизация образования», «Дистанционное и виртуальное обучение», «Искусство и образование», «Мир образования – образование в мире», «Школьные технологии», «Вестник института Кеннана в России», «США-Канада: экономика, политика, культура», «Педагогика», «Человек»,    «Специалист», «Перемена», «Медиатека», «Школьная библиотека», «Практическая психология», «Педагогическая диагностика», «Молодежь и общество», «Медиаобразование», «Экран», «Искусство кино»,   «Киномеханик», «Мнения», «Видео-Асс Премьер», «Видео-Асс экспресс», «Видеомагазин»,   «Встреча», «Мониторинг», «Журналистика и медиарынок», «Total DVD», «Про кино» (Москва), «Новини киноекрана», «Кiно-Коло», «Медиакритика» (Украина), «Инновационные образовательные технологии» (Белоруссия»), «Кино» (Литва), Audience(США), Cineaste (США), FilmThreat (США), RussianEducationandSociety (США),    CanadianJournalofCommunication (Канада),   Cinemaction(Франция), Panoramiques (Франция), Educommunication (Бельгия), InternationalResearchForumonChildrenandMedia (Австралия), MediaiSkolen, Tilt (Норвегия), MERZMedien + Merziehung (Германия), MediaEducationJournal (Шотландия), EducationalMediaInternational, InternationalNGOJournal, ThinkingClassroom, AANQuaterly. и др.; в газетах   «Арт-фонарь», «Культура», «Наше время», «Неделя», «Новая городская газета», «Учительская газета», «Экран и сцена», «СК-Новости»,   «Литературная газета», «Первое сентября», «Деловой экран» и др.
Неоднократно участвовал в работе зарубежных международных научных конференций по проблемам медиаобразования (Женева-1996, 2000; Париж, ЮНЕСКО-1997, 2007; Сан-Паулу, 1998; Вена, ЮНЕСКО-1999; Салоники-1999, 2001; Торонто-2000; Лондон-2002; Монреаль, 2003; Балтимор, 2003; Будапешт, 2006; Прага, 2007; Грац, 2007; Мадрид, ООН-2008 и др.). Занимался научно-исследовательской работой в области медиакультуры и медиаобразования в Центрально-Европейском (Будапешт, 1998, 2006) и Кассельском (Кассель, 2000) университетах, в Центрах медиаобразования Министерств образования Бельгии (Брюссель, 2001) и Франции (CLEMI, Париж, 2002, 2009), в Институте Кеннана (W.Wilson Center, Вашингтон, США, 2003), в Университете имени Гумбольдта (Берлин, 2005). Был членом жюри (включая жюри ФИПРЕССИ) на международных фестивалях в Москве, Сочи, Оберхаузене, Орьяке, Монреале, Локарно и др. Выступал с докладом на слушаниях Совета Европы по вопросам Интернет и медиаобразования (Страсбург, 2002) на конференции Совета Европы по медиаграмотности (Грац, 2007) и всемирном Форуме ООН «Альянс цивилизаций» (Мадрид, 2008).
 
 ОСНОВНЫЕ ПУБЛИКАЦИИ А.В.ФЕДОРОВА
 
Монографии, учебные пособия:
Федоров А.В. Развитие медиакомпетентности и критического мышления студентов педагогического вуза. М.: Изд-во МОО ВПП ЮНЕСКО «Информация для всех», 2007. 
Федоров А.В. Медиаобразование: социологические опросы. Таганрог: Изд-во Кучма, 2007. 228 с.
Федоров А.В. , Новикова А.А., Колесниченко В.Л., Каруна И.А. Медиаобразование в США, Канаде и Великобритании. Таганрог: Изд-во Кучма, 2007. 256 c. ISBN 5-98517-045-4
Федоров А.В., Челышева И.В., Новикова А.А. и др. Проблемы медиаобразования. Таганрог: Изд-во Таганрог. гос. пед. ин-та, 2007. 212 с.
Федоров А.В., Челышева И.В., Мурюкина Е.В., Новикова А.А., Федорцова С.С. Эстетическая концепция в российском медиаобразовании и творческое наследие Ю.Н.Усова. Таганрог: Изд-во Кучма, 2007. 183 c. ISBN 978-5-98517-052-8.
Федоров А.В. и др. Медиаобразование. Медиапедагогика. Медиажурналистика. М.: Изд-во Программы ЮНЕСКО «Информация для всех», 2005. CD. 1400 с. 
Федоров А.В. Медиаобразование будущих педагогов. Таганрог: Кучма, 2005. 314 с. ISBN 5-98517-008-X.
Федоров А.В., Новикова А.А. Медиаобразование в ведущих странах Запада. Таганрог: Кучма, 2005. 270 с. ISBN 5-98517-006-3.
Федоров А.В. Медиаобразование и медиаграмотность. Учебное пособие для вузов. Таганрог: Кучма, 2004. 340 с. ISBN 5-98517-007-1.
Федоров А.В. Права ребенка и проблема насилия на российском экране. Таганрог: Кучма, 2004. 414 с.    ISBN 5-98517-003-9.
Федоров А.В., Новикова А.А., Челышева И.В., Каруна И.А. Медиаграмотность будущих педагогов в свете модернизации образовательного процесса в России. Таганрог: Кучма, 2004. 188 с.   ISBN 5-98517-009-8.
Федоров А.В. Медиаобразование в зарубежных странах. Таганрог: Кучма, 2003. 238 с.   ISBN 5-901625-08-0.
Федоров А.В., Челышева И.В. Медиаобразование в России: Краткая история развития. Таганрог: Познание, 2002. 266 с.    ISBN 5-94673-005-3.
Федоров А.В. Медиаобразование: история, теория и методика. Ростов: ЦВВР, 2001. 708 с.       ISBN 5-94153-011-0.
Федоров А.В. Подготовка студентов педвузов к эстетическому воспитанию школьников на материале экранных искусств (кино, телевидение, видео). Учеб. пособие для вузов. Таганрог: Изд-во Таганрог. гос. пед. ин-та, 1994. 384 с. ISBN 5-87976-043-X.
Брошюры:
Федоров А.В. Медиаобразование в педагогических вузах. Таганрог: Кучма, 2003. 124 с. ISBN 5-901625-07-2.
Федоров А.В. Экологическая тема в российском игровом киноискусстве звукового периода: проблемы и тенденции. Таганрог: Кучма, 2003. 48 с. ISBN 5-901625-09-9.
Fedorov, A. (2003). Violence on the Russian & American Media Screen and Youth audience. Taganrog: Kuchma Publishing House, 88 p.     ISBN 5-901625-10-2.
Федоров А.В. Киноискусство в структуре современного российского художественного воспитания и образования. Таганрог: Изд-во Таганрог. гос. пед. ин-та, 1999. 68 с.    ISBN 5-87976-162-2.
Федоров А.В. Видеоспор: Кино - видео - молодежь. Ростов: Ростов. книж. изд-во, 1990. 80 с.
Федоров А.В. Трудно быть молодым: Кино и школа. М.: Киноцентр, 1989. 66 с.
Федоров А.В. «За» и «против»: Кино и школа. – М.: ВБПК, 1987. +66 с.
Статьи в журналах:
Fedorov, A. (2007). NGO – Russian Association for Film and Media Education: Experts’ Discussion. In: International NGO Journal. Vol. 2 (1), pp.012-026.
Fedorov, A. (2007). Media Violence and Young Audience (NGO Russian Association for Film and Media Education Survey). In: InternationalNGOJournal. Vol. 2 (3), pp.041-050.
Федоров А.В. Развитие медиаобразования на современном этапе//Инновации в образовании. 2007. № 3. С.40-51.
Федоров А.В. Сравнительный анализ уровней показателей развития медиаграмотности студентов//Инновации в образовании. 2007. N 1. С.43-75.
Федоров А.В. Отношение школьных учителей к проблеме насилия на экране//Молодежь и общество. 2007. N 1. С.90-109.
Федоров А.В. Медиаобразование как один из путей противостояния негативному воздействию экранного насилия на несовершеннолетнюю аудиторию//Молодежь и общество. 2007. N 1. С.110-116.
Федоров А.В. Феномен медийного успеха//Вестник электронных и печатных СМИ. 2007 № 1.
Федоров А.В. Несовершеннолетняя аудитория и насилие на экране//Педагогическая диагностика. 2007. N 1. С.141-151.
Федоров А.В. Идентификационный анализ на медиаобразовательных занятиях в студенческой аудитории//Медиаобразование. 2007 N 1. С.36-43.
Федоров А.В. История российского кино: взгляд из Америки//Медиаобразование. 2007 N 1. С.98-99.
Федоров А.В. Состояние медиаобразования в мире: мнения экспертов//Медиаобразование. 2007 N 1. С.44-82.
Федоров А.В. Центр изучения медиа и коммуникаций в Центрально-Европейском университете//Медиаобразование. 2007 N 1. С.96-97.
Fedorov, A. (2006). Media Education Must Become Part and Parcel of the Curriculum. In: ThinkingClassroom. Vol.7. N 3, pp.25-30.
Федоров А.В. Анализ медийных стереотипов на занятиях в студенческой аудитории//Инновации в образовании. 2006. N 6. С. 24-38.
Федоров А.В. Классификация показателей развития профессиональных знаний и умений, необходимых педагогам для медиаобразовательной деятельности//Инновационные образовательные технологии. 2006. N 4. С.44-50.
Федоров А.В. Поиски новых ориентиров в медиаобразовании//Журналистика и медиарынок. 2006. №7 – 8.
Федоров А.В. Медиаобразование: творческие задания для студентов и школьников//Инновации в образовании. 2006.  N 4. С.175-228.
Федоров А.В. Медиаобразование школьников и студентов: как относятся учителя к этой проблеме?//Инновационные образовательные технологии. 2006. N 3. С.3-12.
Федоров А.В. Краткий словарь основных медиаобразовательных терминов//Медиатека. 2006. N 2. C.33-37. N 3.
Федоров А.В. Интегрированное медиаобразование в российской школе: анализ обязательного минимума содержания//Инновации в образовании. 2006. N 2. С.5-13.
Федоров А.В. Медиаобразование и медиаграмотность: мнения экспертов. Актуальность, цели, методика опроса//Медиатека. 2006. N 1. С.40-41.
Федоров А.В., Новикова А.А. Медиаобразование в США: методические подходы//США и Канада: Экономика-Политика-Культура. 2006. N 1. С.110-119.
Федоров А.В., Новикова А.А. Становление медиаобразования в зарубежных странах в 20-х – 40-х годах XX века//Медиаобразование. 2006. N 3. С.18-20.                                                                           
Федоров А.В. Школьные учителя и проблема «экранного насилия»//Инновационные образовательные технологии. 2006. N 1. С.35-47.
Федоров А.В. Кто есть кто в зарубежной медиапедагогике//Медиаобразование. 2006. N 3. С.72-89.
Федоров А.В. Медиаобразование в Латинской Америке//Медиаобразование. 2006. N 3. С.69-71.
Федоров А.В. Международные конференции по медиаобразованию//Медиаобразование. 2006. № 1. С.50-72.
Федоров А.В. Варианты тестов, проблемных вопросов и заданий, наиболее часто используемых зарубежными педагогами на занятиях медиаобразовательного цикла//Медиаобразование. 2006. № 2. С.87-100.
Fedorov, A. (2005). Russia//Media Education in Europe. Media Education Journal. (Scotland). N 37, pp.20-21.
Fedorov, A. (2005). Russian Teachers’ Attitude to the Problem of Media Education of Pupils and University Students. AAN Quaterly. 2005. N 2, pp.3, 11-14. http://www.aerofurum.org
Fedorov, A. (2005). School Students and Computer Games with Screen Violence. In: RussianEducationandSociety. (USA). Vol. 47. N 11, pp.88-96.
Федоров А.В. А.В.Шариков – пионер российского медиаобразования//Искусство и образование. 2005. № 6. С.67-79.
Федоров А.В. Аудиовизуальные медиа и защита прав ребенка (медиаобразование как один из путей противостояния негативному воздействию экранного насилия на несовершеннолетнюю аудиторию)//Инновационные образовательные технологии (Белоруссия). 2005. № 4. С.46-51.
Федоров А.В. Медиаобразование, медиаграмотность, медиакритика и медиакультура//Высшее образование в России. 2005. № 6. С.134-138.
Федоров А.В. Основные тенденции развития медиаобразования за рубежом в 70-80-х годах XX века//Вестник Российского гуманитарного научного фонда. 2005. № 1. С.180-191.
Федоров А.В. От чтения книг – к чтению медиатекстов//Школьная библиотека. 2005. № 4. С.30-33.
Федоров А.В., Новикова А.А. Медиаобразование в Восточной Европе//Медиаобразование. 2005. № 4. С.49-55.
Федоров А.В. Медиаобразование в Скандинавии//Медиаобразование. 2005. № 3. С.96-101.
Федоров А.В. Медиаобразование в Германии, Австрии Швейцарии//Медиаобразование. 2005. № 2. С.97-106.
Федоров А.В. Медиаобразование, химия и…//Медиаобразование. 2005. № 2. С.109-111.
Федоров А.В. Пилотный номер «Экрана»: мнения российских студентов//Медиаобразование. 2005. № 2. С.87-96.
Федоров А.В. Аудиовизуальное творчество и экранная культура: медиаобразовательные аспекты//Медиаобразование. 2005. № 1.С.117-120.
Федоров А.В. Медиаобразование в Австралии//Медиаобразование. 2005. № 1. С.103-106.
Федоров А.В. Специфика медиаобразования студентов педагогических вузов//Педагогика. 2004. № 4. С.43-51.
Федоров А.В. Школьники и компьютерные игры с «экранным насилием»//Педагогика. 2004. № 6. С.45-49.
Федоров А.В. И.С.Левшина: кинокритик и кинопедагог//Искусство и образование. 2004. № 6. С.75-79.
Федоров А.В. «Курганская школа»: от кинообразования – к медиаобразованию//Искусство и образование. 2004. № 4. С.52 – 70.
Федоров А.В., Новикова А.А. Медиаобразование в США и Канаде//США и Канада: Экономика, политика, культура. 2004. № 9. С.96-104.
Федоров А.В., Челышева И.В. Медиаобразование в современной России: основные модели//Высшее образование в России. 2004. № 8. С.34-39.
Федоров А.В. Права ребенка и насилие на экране//Мониторинг. 2004. № 2. С.87-93.
Федоров А.В. Насилие на экране//Человек. 2004. № 5. С.142-151.
Федоров А.В. Влияние телеэкранного насилия на детскую аудиторию в США//США-Канада: Экономика, политика, культура. 2004. № 1. С.77-93.
Федоров А.В. О.А.Баранов: от киноклуба – к университету//Искусство и образование. 2004. № 2. С.58-66.
Федоров А.В. Насильство на екранi//MediaКритика. 2004. № 6. С.28-32.
Федоров А.В. Революцiйно-класове насильство на екранi//Kino-kolo. 2004. № 22. С.40-45.
Федоров А.В. Киноискусство и художественное образование//Педагогика. 2002. № 2. С.21-26.
Федоров А.В. Медиаобразование в Бельгии//Дистанционное и виртуальное обучение. 2002. № 6. С.53-56.
Федоров А.В. Медиаобразование в Бельгии//Педагогика. 2002. № 1. С.97-99.
Федоров А.В. Медиаобразование в Канаде//Высшее образование в России. 2002. № 1. С. 116-118.
Федоров А.В. Медиаобразование в контексте «диалога культур»//Школьные технологии. 2003. № 3. С.122-126.
Федоров А.В. Медиаобразование в России//AlmaMater. Вестник высшей школы. 2002. № 7. С.29-32.
Федоров А.В. Медиаобразование во Франции//AlmaMater. Вестник высшей школы. 2001. № 3. С.46-47.
Федоров А.В. Медиапедагогика Ю.Н.Усова//Искусство и образование. 2003. №3. C.65-74. № 4. С.78-95.
Федоров А.В. Молодежь и медиа: Проблемы и перспективы//Встреча: Культурно-просветительная работа. 1997. № 11. С.44.
Федоров А.В. Насилие на экране и российская молодежь//Вестник Российского гуманитарного научного фонда. 2001. № 1. С.131- 145.
Федоров А.В. Неповнолiтня авдиторiя i проблема «екранного насильства»//Кinо-коло (Украина). 2003. № 20. С.86-103.
Федоров А.В. Подготовка студентов педвузов к эстетическому воспитанию учащейся молодежи//Специалист. 1994. № 1. С.15-19.
Федоров А.В. Практика обмеження показу насильства на американському екранi»//Кinо-коло (Украина). 2003. № 20. С.103-105.
Федоров А.В. Проблемы аудиовизуального восприятия//Искусство и образование. 2001. № 2. С.57-64.
Федоров А.В. Проблемы медиавосприятия и развития аудитории в области медиакультуры//Прикладная психология. 2002. № 2. С.84-89.
Федоров А.В. Терминология медиаобразования//Искусство и образование. 2000. № 2. С. 33-38.
Федоров А.В. Уроки кино//Искусство кино. 1987. № 1. С.125.
Федоров А.В., Новикова А.А. Медиа и медиаобразование//AlmaMater. Вестник высшей школы. 2001. № 11. С.15-23.
Федоров А.В., Новикова А.А. Основные теоретические концепции медиаобразования//Вестник Российского гуманитарного научного фонда. 2002. № 1. С.149-158.
Gilbert, L., Fedorov, A. (2004). A Model for Media Education Research in Russia and the US. Educational Media International, Vol. 41, N 2, pp.157-162.
Fedorov, A. (2004). Austrian Issue in the Mirror of Russian Media (1945-1955). Mediaenimpulse (Austria), N 12, pp.37-39.
Fedorov, A. (2004). Russian Children and the Problem of Media Regulation. News from ICCVOS, 1, pp.11-13.
Fedorov, A. (2003). Elektroniske og digitale medier og russiske barn: Problemet med lovregulering. Tilt (Norway), 4, pp.22-23.
Fedorov, A. (2003).      Mediebegivenheter I Washington. Tilt (Norway). N 3, pp.27-28.
Fedorov, A. (2001). Von der Filmpadagocic zur Mediaenpadagogik. MERZ: Mediaen + Merziehung (Germany), 4, pp.256-261.
Fedorov, A. (2001). Russiask Medieundervising I Informajons-Alderen. Media I Skole og Samfunn (Norway), 1, pp.36-37.
Fedorov, A. (2001). Data/Videospill: Medievold og Tenaringer. Media I Skole og Samfunn (Norway), 2, p.41.
Fedorov, A. (2001). A Russian Perspective. Educommunication(Belgium), 55, pp.92-95.
Fedorov, A. (2000). Violence in Russian Films and Programmes. International Clearinghouse on Children and Violence on the Screen (UNESCO), 2, p.5.
Fedorov, A. (2000). Ungdom og Russisk Filmvold. Media I Skole og Samfunn (Norway), 1, pp.16-23.
Fedorov, A. (2000). Summit 2000: Children, Youth, and the Media Beyond the Millennium. Media I Skole og Samfunn (Norway), 2, pp.6-8.
Fedorov, A. (2000). Russian Teenagers and Violence on the Screen: Social Influence of Screen Violence for the Russian Young People. International Research Forum on Children and Media (Australia), 9, p.5.
Fedorov, A. (2000). Media Education in Russia: Past and Present. International Clearinghouse on Children and Violence on the Screen(UNESCO), 2, p.7.
Fedorov, A. (2000). En Sammenlignende Analyse Mellom Tyskland og Russland. Media I Skole og Samfunn (Norway), 4, pp.38-41.
Fedorov, A. (2000). Cinema-Art in the Structure of Russian Modern Arts Education. International Research Forum on Children and Media (Australia), 9, p.5.
Fedorov, A. (1999). Vold pa Skjermen: Social Paverkning pa Russisk Ungdom. Media I Skole og Samfunn (Norway), 5, pp.37-39.
Fedorov, A. (1999). The Rights of the Child and Problem of Violence on the Russian Screen. International Research Forum on Children and Media (Australia), 8, p.16.
Fedorov, A. (1999). The Cinema Market: What about Russia? Canadian Journal of Communication, 24, pp.141-142.
Fedorov, A. (1999). Russian Teenagers and Violence on the Screen. International Research Forum on Children and Media (Australia), 8, p.10.
Fedorov, A. (1999). Advanced Course for Final Year Undergraduate Students – The Mass and Individual Terror in the Mirror of the Russian Cinema-Art. International Research Forum on Children and Media (Australia), 8, p.16.
Fedorov, A. (1998). Screening Images. Media I Skolen (Norway), 5, pp.58-59.
Fedorov, A. (1998). Montreal Festival of Telescience. Audience (USA), 199, p.21.
Fedorov, A. (1998). Medieundervising for Russiske Studenter. Media I Skolen (Norway), 3, p.40.
Fedorov, A. (1998). Kanadisk Medie-Kunnskapsbok. Media I Skolen (Norway), 4, p.39.
Fedorov, A. (1998). From Boarding School to Nuthouse. Audience(USA), 199, pp.19-21.
Fedorov, A. (1997). Ungdom og Mediaer I Morgen: Problemer og Fremtidsutsikter. Media I Skolen (Norway), 3, pp.12-13.
Fedorov, A. (1997). The UN’s New Media Movement. Audience (USA), 196, p.40.
Fedorov, A. (1997). America, America. Cineaste, XXII, 4, p.62.
Fedorov, A. (1996). Videopirates. Audience (USA), 187, pp.2-4.
Fedorov, A. (1996). Festival of Geneva. Audience (USA), 192, p.9.
Fedorov, A. (1996). Crime on the Russian Screen. Audience (USA), 186, pp.14-16.
Fedorov, A. (1995). Russiske Studenters Kino og TV Preferancer. Media I Skolen (Norway), 4, pp.54-56.
Fedorov, A. (1995). Filmclubs Yesterday & Today. Audience (USA), 183, pp.15-17.
Fedorov, A. (1995). Film & TV – The Features of Mass Culture. Audience (USA), 184, pp.40-41.
Fedorov, A. (1994). The Russian Screen since 1960. Audience (USA), 179, pp.20-22.
Fedorov, A. (1992). Red Alert. Film Threat (USA), 6, p.13.
Fedorov, A. (1992). Les Gaietes mortelles de l’armee rouge. Panoramiques (France), 6, pp.116-117.
Fedorov, A. (1992). C’est pas du cinema. Panoramiques (France), 6, p.118.
Статьи в научных сборниках:
Федоров А.В. Контент-анализ на медиаобразовательных занятиях Образовательные технологии XXI века ОТ’07/Под ред. С.И.Гудилиной, К.М.Тихомировой, Д.Т.Рудаковой. М., 2007.  С.163-165.
Федоров А.В. Классификация показателей развития медиаграмотности аудитории//Образовательные технологии XXI века/Ред. С.И.Гудилина, К.М.Тихомирова, Д.Т.Рудакова. М.: Изд-во Ин-та содержания и методов обучения Российской Академии образования, 2006. С.18-26.
Федоров А.В. Классификация показателей развития медиаграмотности студентов педагогических вузов//Журналистика в 2005 году: трансформация моделей СМИ в постсоветском пространстве. М.: Изд-во МГУ, 2006. С.549-551.
Федоров А.В. Классификация показателей развития профессиональных знаний и умений, необходимых педагогам для медиаобразовательной деятельности//E-Citizen: Электронный гражданин. CD. М.: ECDL. Программа ЮНЕСКО «Информация для всех», 2006. 0, 3 п.л.
Федоров А.В. Классификация показателей развития профессиональных знаний и умений, необходимых педагогам для медиаобразовательной деятельности//Социальная значимость педагогических кафедр в подготовке специалистов системы образования изменяющейся России/Ред. сов.: А.П.Тряпицына, Н.А.Лабунская, И.В.Гладкая. СПб: Изд-во Рос. гос. пед. ун-та, 2006. С.323-332.
Федоров А.В. Обоснование модели медиаобразования будущих педагогов//Образовательная среда сегодня и завтра. М.: Федеральное агентство по образованию, 2006. С.586-588.
Федоров А.В. Технологии медиаобразования в современном вузе//Экранная культура в современном медиапространстве: методология, технологии, практики/Ред. К.Э.Разлогов, Н.Б.Кириллова. – М. – Екатеринбург, 1996. С.182-198.
Федоров А.В., Новикова А.А. Ключевые теории медиаобразования//Преподаем журналистику: взгляды и опыт/Ред.-сост. С.Г.Корконосенко. СПб.: Изд-во СПб. гос. ун-та, 2006. С.51-84.
Федоров А.В. Основные модели медиаобразования в США//Человек в системе коммуникации/Ред. В.Г.Тихонов, Е.П.Савруцкая. Н.Новгород: Изд-во Нижегородского гос. лингвист. ун-та, 2006. С.278-281.
Федоров А.В.Учебные программы по медиаобразованию в вузах: сравнительный анализ//Образование и наука – основной ресурс третьего тысячелетия/Ред. И.Г.Акперов и др. Ростов: Изд-во Ин-та управления, бизнеса и права, 2006. С.558-562.
Федоров А.В. Медиаобразование и медиаграмотность в обществах знаний//ЮНЕСКО между этапами Всемирного саммита по информационному обществу. М.: Изд-во Ин-та развития информационного общества, 2005. С.329-339.
Федоров А.В. Отношение учителей к проблеме медиаобразования школьников//Образование в пространстве культуры. Вып.2./Отв.ред. И.М.Быховская. М.: Изд-во Российского ин-та культурологии, 2005. – С.259-277.
Федоров А.В. Отношение учителей к проблеме медиаобразования школьников//Образовательные технологии XXI века/Ред. С.И.Гудилина, К.М.Тихомирова, Д.Т.Рудакова. М.: Изд-во Ин-та содержания и методов обучения Российской Академии образования, 2005. С.84-97.
Федоров А.В. Возможности ограничения и контроля показа насилия на экране//Журналистика 2004: СМИ в многополярном мире. М.: Изд-во МГУ, 2005. С.61-63.
Федоров А.В. Медиаобразование и медиаграмотность: мнения экспертов//Образовательные технологии XXI века/Ред. С.И.Гудилина, К.М.Тихомирова, Д.Т.Рудакова. М.: Изд-во Ин-та содержания и методов обучения Российской Академии образования, 2004. С.51-71.
Федоров А.В. Проблема насилия на американском и российском экране//Americana. Вып.6. Волгоград: Изд-во Волг. гос. ун-та, 2004. С.292-305.
Федоров А.В. Медиаобразование в современной России//Медиаобразование сегодня: содержание и менеджмент/Ред. А.В.Федоров. М.: Изд-во Гос. ун-та управления, 2002. С. 50-56.
Федоров А.В. Медиаобразование и медиакритика в современном российском обществе//Журналистика 2003: Обретения и потери, стратегии развития. М.: Изд-во МГУ, 2004. С.38-39.
Федоров А.В. Проблема эстетического воспитания студенческой молодежи на материале экранных искусств//Психолого-педагогические проблемы формирования личности в воспитательно-образовательных системах. М.: Международная педагогическая академия, 1998. С.129-138.
Федоров А.В. Экранные искусства и молодые зрители//Средства массовой коммуникации и проблемы развития личности ребенка/ Под ред. А.В.Шарикова. М.: ЮНПРЕСС, 1994. С.55-57.
Федоров А.В. Экранные искусства и студенческая молодежь//Проблемы современной кинопедагогики/Ред. И.С.Левшина, П.А.Черняев. М.: Ассоциация деятелей кинообразования, 1993. С. 100-104.
Fedorov, A., Chelysheva, I. (2004). Models of Media Education in Russia. In: Strykowski, W. and Skrzydlewski, W. (Eds.) Media Competences in the society of Knowledge. Poznan: EMPI2, pp.364-367.
Fedorov, A. (2003). Media Education and Media Literacy: Experts’ Opinions. In: MENTOR. A Media Education Curriculum for Teachers in the Mediterranean. Paris: UNESCO.
Fedorov, A. (2000). The Digital Media Challenge & Russian Media Education. Pedagogy and Media: The Digital Shift. Geneva: ICEM-CIME, p.21.
Fedorov, A. (1999). Media Education in Russia. Educating for the Media and Digital Age. Vienna: Austrian Federal Ministry of Education and Cultural Affairs & UNESCO, pp.93-95.
Fedorov, A. (1999). Cinema Art in the Structure of Russian Modern Media Education. Educating for the Media and Digital Age. Vienna: Austrian Federal Ministry of Education and Cultural Affairs & UNESCO, pp.100-105.
Fedorov, A. (1998). Media Education of Russian Students on the Material of the Media-Screen Arts. Revista de Ciencia e Tecnologia: International Congress on Communication and Education (Brazil, Sao Paulo), n 2, file 003.
Fedorov, A. (1997). The Cinema and TV Preferences of Russian Students. Les jeune et les medias demain: Problematiques et perspectives. Paris: UNESCO-GRREM, p.16.
Fedorov, A. (1993). Les Dernieres-nees. Les Revues de Cinema dans le monde. Paris: Cinemaction-Corlet-Telerama, p.13.